Юрий Коряковский. Другая сторона

Koryakovskij Y.

Проект сделан в рамках курсовой работы на Факультете фотокорреспондентов имени Ю.А.Гальперина. Кураторы — Яна Романова и Айар Куо

Это, по сути, только начало работы — попытки исследования фотографии как медиума. Фотографии в серии — документальные, для меня важно не изобретать сюжет, а фиксировать реальные события, происходящие со мной и моими героями.

Тем не менее, несмотря на свою документальность, эти фотографии, содержащие в себе несколько слоев — визуальных, символических, смысловых, — собранные вместе и спроецированные из двумерной плоскости отпечатка обратно в пространство-время, способны обрести новое содержание.

Важный слой – это взаимоотношение смерти и фотографии. Как писал Ролан Барт о фотографии, сделанной перед исполнением смертного приговора Льюису Пейну – на ней тот одновременно и жив и мертв. В общем, то же можно сказать и про любую фотографию, имеющую достаточно длинную историю, чтобы люди, изображенные на ней, успели скончаться от естественных или других причин. Понятно, что фотография лица человека имеет культовое значение для сохранения памяти о наших умерших или отсутствующих близких, да и прочих людях. Все это довольно сильно перекликается понятием иконы и с историей о туринской плащанице, в том числе в контексте спора иконоборцев и иконопочитателей, – с нерукотворным образом, парадоксальным образом получившим известность благодаря снимку, сделанному итальянским фотографом-любителем Секондо Пиа в конце XIX века. Он сфотографировал ткань, в которую, согласно одной из версий, Иосиф Аримафеи завернул тело Христа после распятия, и, благодаря работе света и тени на складках ткани и контрасту при печати, «проявил» на ней лик Христа. В данном случае нам совершенно неважно, была ли она подлинной или поддельной, но важна символическая роль плащаницы, которая в средние века придала иконе легитимность, а также технология (фотография), с помощью которой был получен «образ первообраза».

Один из визуальных слоев данной работы – наличие образов внутри образов, смысловым понятием которых является икона – согласно большинству исследований, представляющая из себя несколько более глубокое понятие, чем просто «доски с краской». Икона для христиан – это не только изображение некого факта из христианской мифологии, но и карта или «план воплощения» для верующего человека его веры, его пути к Богу и взаимодействия с ним. Икона в глобальном смысле по сути изображает невидимое. Здесь прослеживается явная аналогия с фотографией, которая является не только листом бумаги и не только поверхностным изображением, но также содержит в себе зашифрованный смысл (правда, глубину этого смысла для каждой фотографии можно оценивать по-разному), который после «прочтения» и «дешифровки» образа дает возможность зрителю увидеть невидимое. Дополнительный визуальный слой, имеющий отношение к видимому/невидимому –  спрятанные, отсутствующие глаза на большинстве моих снимков.

Комментарий к проекту

С самого начала работы у меня не было ясной концепции того, что я хочу получить в итоге, однако было желание начать исследовать «большую экзистенциальную» тему и периодически возникало ощущение, что я все же подступаюсь к ней с разных сторон. Мой личный интерес, в первую очередь, отталкивался от понятий страха смерти и забвения.

Многие фотографии были сняты и использованы на факультетских зачетах, и если их содержание оказывалось глубже формальной темы зачета, я мог использовать их в проекте. Некоторые фотографии были взяты из архива. Грамотно организованный архив (а к сожалению, к моему эта формулировка применима лишь отчасти) – позволяет черпать идеи, заново открывать  «забытые» или «неосознанные» фотографии. Технологически они здесь также различны – что-то снято на узкую ч/б пленку, на цифровую мыльницу, иногда я мог снимать только телефоном.

Разумеется, сильное влияние на выработку идеи, направление мысли в целом, а также отбор фотографий и формирование серии оказала Яна Романова. Она рекомендовала и соответствующую литературу. Личность куратора, конечно, играет важную роль в работе студентов, это заметно по тому, как строятся на одном базисе и в итоге перекликаются между собой проекты многих студентов Яны.

Курсовая работа на Фотофакультете сдается в форме мини-книги. Некоторые идеи, взаимосвязи картинок, слоев и смыслов открывались мне уже в процессе верстки, так что этот процесс также был определенно полезен.

 Юрий Коряковский

336total visits,2visits today

0 Comments

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*