Сара Квайнер: от иконоборчества к иконопочитанию

artsy3

Во все времена визуальному образу приписывали скрытую силу. Это предположение подтверждает то, как изображение сегодня реализует не только коммуникативную функцию (став доминирующей составляющей обмена информацией в современном мире), но и манипулятивную — многие религиозные и политические движения, в том числе и радикальные, успешно используют изображения в своих целях.

Несмотря на опыты авангарда, часть которых была направлена на разрушение целостности образа и проявление его материальной основы[1], сегодня мы можем наблюдать ситуацию, в которой метод, схожий с иконоборческим, возвращает наши отношения с изображением в русло иконопочитания. Рассуждая в этом ключе, стоит упомянуть работы канадской художницы Сары Квайнер / Sara Cwynar, которая работает со знакомыми, если не сказать иконическими, изображениями и их переосмыслением в условиях интернета и преумножения визуального потока.

Квайнер использует образы, которые находит преимущественно в печатных изданиях: журналах, книгах, энциклопедиях. Она сканирует, масштабирует и печатает их в разных размерах, иногда специально проявляя цифровой шум или офсетный растр исходного носителя, и затем, путем монтажа, создает новую комбинацию из полученных ранее фрагментов, которая обычно принимает форму инсталляции или скульптурного объекта. Делая снимок, Квайнер переносит объемную фигуру обратно в плоскость единого фотографического изображения. Получившиеся фотографии автор называет «новыми версиями». В одном из интервью  она  отмечает важность того, что изображение проходит через несколько цифровых и аналоговых процессов перед тем, как принять окончательную форму [2].

Если мы посмотрим на одну из работ художницы «432 Photographs of Nefertiti», то на первый взгляд мы, скорее всего, увидим коллаж, собранный из множества изображений древнеегипетского бюста. Части сложены таким образом, что финальный образ-профиль, с одной стороны, кажется, пытается распространиться за пределы рамки изображения, с другой – формально сохраняет прежний профиль, который всегда можно восстановить в памяти, взглянув в одну из миниатюр-ячеек.

 

viy80vlclhlsvjblrdhc

Sara Cwynar, 432 Photographs of Nefertiti, 2015, © Foxy Production, New York

Формальные качества работы Сары Квайнер не так интересны, как метод её создания. В основе итогового снимка  лежит узнаваемое фотографическое изображение — фотография скульптуры, взятая из классической энциклопедии — отсканированное, кадрированное и напечатанное, если верить автору, 431 раз. Использованные автором методы — фрагментирование, кадрирование, масштабирование, печать с добавлением цифрового шума — направлены не на размножение образа, но, скорее, на то, чтобы поставить акцент на способе его производства. Можно предположить, что своими действиями Квайнер стремится разрушить силу образа, вскрыв наличие его материального носителя путем разложения целого на составляющие: представить исходную форму как набор точек, рассчитанный машиной.

Авторский жест закрепляет за «разрушенным» образом новую материальную основу, которая умело скрыта за наслоением лежащих на полу отпечатков. «Новая версия», несмотря на фрагментарность становится ещё более притягательной, так как, несмотря на очевидную разрозненность её составляющих, она материализует новый порядок.

Возвращаясь к рассуждению о материальной составляющей изображения,  отметим  временной аспект в работах Сары Квайнер. Она не отрицает, что её работы, на первый взгляд, могут отсылать к ностальгии по определенной эпохе[3]. Однако в своей игре Квайнер заходит гораздо дальше, чем просто сопоставление оригинала из относительно недавнего прошлого (60-е и 70-е годы ХХ века) и его современных репродукций.

Стоить отметить особую специфичность бюста Нефертити, взятого за основу «432 Photographs of Nefertiti». Интерес представляет не фотография сама по себе, но иконический статус данной скульптуры в современной культуре. Если вспомнить известное понятие ауры Вальтера Беньямина, который  предполагал, что если в будущем будет возможна такая репродукция, при которой копия и оригинал будут неотличимы, то единственным отличием оригинала от копии будет его уникальный контекст: аура[4]. Конечно, идеальная репродукция так и остаётся неосуществимой (о чём свидетельствует работа Сары Квайнер). Но ностальгический характер её фотографий, как признается сама художница, заставляет поднять вопрос об ауре в новом ключе: аура после её утраты.

Напомню, что Квайнер в основе своих работ использует изображения из печатных изданий в то время как изображения циркулируют и создаются преимущественно в цифровом виде, и предполагается, что они могут быть воспроизведены в любой момент времени, в любом месте. В таких условиях аура-после-ауры может проявляться как закрепление изображения за материальным носителем. В случае Квайнер – это книга, журнал или энциклопедия из прошлого. Отличие от ауры согласно Беньямину заключается в том, что изображение существует не в одном уникальном контексте, но закреплено на материальной поверхности, и аура-после-ауры открывает себя в момент встречи один на один (в случае Квайнер: когда она открыла энциклопедию и увидела бюст Нефертити). Так, «432 Photographs of Nefertiti» не только говорит о силе образа, о его нерушимой притягательности, которая не угасает со временем (с момента обнаружения бюста Нефертити и до эпохи бесконечной циркуляции его фотографии в сети), но и о том, как с течением времени меняется наше восприятие (и способ это восприятие репрезентировать) в отношении конкретного образа.

Однако вернемся к тому, с чего мы начали: к иконопочитанию. Работы Сары Квайнер признаны ведущими институциями[5], и даже были недавно причислены к магии[6]. На поисковый запрос в интернете «sara cwynar 432 photographs of nefertiti», поисковая машина Google выдает результат: «… Collaged UV coated archival pigment prints mounted to Plexiglas and Dibond…»[7] и далее «Not for sale»[8], видимо, в надежде на то, что материальная основа этого изображения более никогда не будет проявлена.

 

Автор эссеЮрий Гудков, художник, независимый критик

Фото обложки:  Sara Cwynar Liquify Grid 5, 2015, Sara Cwynar Women, 2015 Foxy ProductionSara Cwynar Man 1 ©Foxy Production

 

[1] Речь идет о процессе смещения акцента с живописного изображения на методы его производства. Более подробно о процессе и методах см.: Борис Гройс. Иконоборчество как метод: иконоборческие стратегии в кино, в: Борис Гройс. Политика поэтики. М.: Издательство “Ad Marginem”, 2013, с.202-203.

[2]  «It is a circular process: beginning with a photograph and flattening it back into a new version after much intervention and manipulation. The pictures go through several rounds of digital and analog photo processes before I have a final.» Michele Abeles, et al. Recording Images: A Round-Table Interview Curated by Lauren Cornell with Michele Abeles, Sara Cwynar, Jon Rafman & Travess Smalley. Mousse, 43. 2014: p.238-252.

[3] «As nostalgic and analog as my work is, it’s often responding to the Internet—I’m not just fetishizing these images, but responding to the way we experience images now.» Jackie Linton. The Recurring Sara Cwynar, Interview Magazine, 2014.

[4]  Так как понятие ауры В.Беньямина, в силу его актуальности, имеет ряд интерпретаций, есть смысл указать источник,определение из которого взято за основу рассуждений в эссе: Борис Гройс. Топология ауры, Борис Гройс. Политика поэтики. М.: Издательство “Ad Marginem”, 2013, с.139.

[5] На момент публикации наиболее полное резюме художницы было представлено на сайте галереи Cooper Cole.

[6] См. Charlotte Cotton. Photography Is Magic, New York: Aperture, 2015.

[7] Страница описания работы «432 Photographs of Nefertiti» на сайте www.artsy.net.

[8] Страница Сары Квайнер на сайте www.artsy.net.

 

 

1864total visits,1visits today

0 Comments

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*