
Helsinki Photography Biennial 2012
2 марта — 30 апреля, Хельсинки, Финляндия
Со 2 марта по 30 апреля 2012 в Хельсинки прошла фотобиеннале, темой которой стали город и урбанистическое общество. «Фотографии и город принадлежат друг другу. Фотографии, также как и людям, сложно избежать города. Фотография была задумана в городе, и именно тут она искала своё призвание. Фотография превращает реальность в истории, которые могут быть настоящими или выдуманными» (из презентации к главным экспозициям).
Хельсинская фотобиеннале берет свое начало еще в 80-х годах. С тех пор она несколько раз изменила свою форму и название, но содержание и принцип остался тем же. Инициатором и организатором биеннале и по сей день является The Union of Artist Photographers in Finland. Первоначальной целью союза был вывод финских фотографов на мировую сцену. На сегодняшний день это привлечение внимания широкой аудитории к искусству фотографии и показ не только собственных, но и международных талантов в Финляндии.
В этом году к организации мероприятия присоединился и Городской музей Хельсинки, так что оно прибавило в весе и побило собственные рекорды по величине. Биеннале включила в себя две основные выставки: «Нет выхода – Городское Пространство» (2.3.2012 – 22.4.2012, Хельсинский городской музей, Хакасалми Вилла, Маннерхейминтие 13b) и «Нет выхода – Городская Жизнь» (2.3.2012 – 29.4.2012, Хельсинский городской музей, Дом Седерхолма, Александеринкату 18). На них были представлены работы 34 фотографов, 2/3 из которых оказались иностранными мастерами. К биеннале был приурочен «месяц фотографии», во время которого прошло 60 выставок в 26 галереях и музеях, 25 мероприятий (4 в публичном пространстве) и 2 семинара. Главные выставки посетило около 10 000 человек.
- Michael Wolf. # 39, from series Tokyo Compression, 2010
Основные выставки курировались шестью специалистами, пять из которых являются известными финскими фотохудожниками. Членами команды стали Ари Каккинен, Марко Каро, Харри Пялвиранта, Кари Сойнио, Ханна Веселиус и Яри Харью (научный сотрудник Helsinki City Museum). Каждый предлагаемый на выставку проект перед утверждением в участии должен был пройти аккредитацию у всех членов кураторской группы. Кооперация между шестью весомыми кураторами – сложный процесс. В случае же с Хельсинской фотобиеннале привлечение большего количества профессионалов усложнило отбор работ и привело к повышению легитимности всего мероприятия. Положительным имиджем биеннале практически полностью обязана авторитету The Union of Artist Photographers in Finland. Почти все профессиональные фотографы Финляндии состоят в этом союзе, который проводил прошлые мероприятия, послужившие базой фотобиеннале в этом году.
Хельсинкская фотобиеннале 2012 — обзор современной фотографии как искусства. Организаторы не ограничились только фотографией, а включили в программу видео, инсталляции с элементами фотографии и медийные работы. Многонациональный состав участников позволил шире раскрыть тему города и общества в нем. На выставке «Нет выхода – Городская Жизнь» зрителю удалось взглянуть на жизнь разных социальных слоев. Декорациями для героев фоторабот стали всевозможные города мира и общественные порядки в них. На выставке «Нет выхода – Городское Пространство» было представлено много проектов, играющих со смыслом и классическими формами пространства в фотографии. Местами проведения основных выставок и некоторых сопутствующих мероприятий стали городские помещения, продолжающие собой тему биеннале. Они перебивали пассивную позицию наблюдателя своим присутствием и тем самым возвращали зрителя к окружающей урбанистической реальности, побуждая его к дальнейшим размышлениям.
Анастасия Гаврилова / Хельсинки