PAUL-GRAHAM

Выход книги «The Unphotographable» совпал с одноименной выставкой в галерее Fraenkel в Сан-Франциско. F. Magazine публикует рецензию и размышления Йорга Колберга, основателя и редактора сайта Conscientious Photography, на поднятые книгой темы.

 

Если говорить о фотографии совсем буквально, как о «письме светом», то придется признать, что снять можно только нечто видимое. Конечно, мы можем шагнуть дальше и поразмышлять о той границе, когда фотография перестает быть таковой, или является ли фотографией отпечаток, сделанный без камеры, и прочее и прочее. Сделаете ли вы какие-то полезные выводы из таких рассуждений — зависит от вашей предрасположенности.

Мне, сказать честно, совсем не интересно, является ли фотограмма фотографией. Ради бога, давайте ее так назовем! Назовем все, что выглядит и ведет себя как фотография – фотографией (это просто тест на очевидность). А теперь поговорим о том, насколько она интересна. Этот всеобъемлющий, анти-дискриминационный подход вступает в конфликт с огромным количеством музейной арт-фотографии, которая, вследствие закольцованности на самой себе выглядит нудной, скучной, и вообще… нелепой.

Но на самом деле, мы можем подойти к фотографии с нескольких сторон и говорить при этом об одних и тех же изображениях. Я подумал об этом когда листал книгу The Unphotographable, целиком составленную из фотографий вещей или концептов, которые, казалось бы, невозможно запечатлеть. Поскольку эта книга все-таки содержит фотографии, может показаться, что она сама себе немного противоречит. И да и нет. Каждая из пяти глав в The Unphotographable показывает вещи, которые нельзя снять по самым разным причинам – они или просто не существуют (как призраки), или они полностью абстрактны, или они подрывают саму суть медиума, и т.д.

Главное, что можно изъять из этого сборника – это понимание того, как работает человеческое воображение. Вот тут-то и начинается вечеринка. Фотограммы и фотографии именитых художников и случайные банальные снимки начинают обыгрывать друг друга и говорить об одном и том же: о чем-то присутствующем в фотографиях, но невидимом в них.

Пока еще сложно представить себе, достигнет ли машинальная фотография уровня снимков, сделанных человеком, с учетом того, что у роботов нет воображения. Может быть, когда-нибудь оно у них появится, и мы все окажемся в мире Филипа К. Дика. Но на сегодня, какое бы интересное изображение не произвела машина, всегда нужен человек, чтобы выбрать его из всех остальных и поднять его до уровня чего-то большего, чем просто информация.

Это и лежит в самом сердце фотографической практики: не технические приемы и инструменты, а чистое упорство и убежденность автора (иногда доведенные до иррациональности) в том, что эта картинка заслуживает внимания. Просто потому, что фотограф так решил. И если вы, как автор, утверждаете, что на этой фотографии из облака материализуется ангел, то нам всем придется с этим жить. Перефразируя Майкла Фарадэя, если что-то задевает воображение, то это можно сфотографировать.

The Unphotographable; сборник фотографий; 120 страниц; Fraenkel Gallery; 2013

Йорг Колберг (Jörg Colberg)
Источник: Conscientious
Переведено и опубликовано с разрешения автора.
Перевод материала: Алексей Боголепов