Студия или Сад? О голландской фотографии и цветах

Яап Счеерен и Ханс Греммен, из

Цветы – это просто. Слишком просто для фотографии. Даже как-то неприлично. Думала я, пока не увидела, что с ними делают голландские авторы.

В пресс-релизе проекта «Опыт голландской фотографии« мы писали о том, что нидерландские художники свободно комбинируют медиум фотографии с другими – инсталляцией, перформансом, коллажом, текстом и даже садоводством. Говоря о садоводстве, в уме мы держали не менее десятка авторов, умудряющихся «выращивать» фотографию: делать фото скульптуры из цветов и растений, изобретать новые растения, собирать и разбирать гербарии.

Иногда исследователи рассуждают о национальных школах фотографии, предполагая в том числе, что для каждой школы характерны определенные темы. Можно ли говорить о чертах фотографии целой страны на основании формальной схожести десятка проектов – это отдельный вопрос. Тем не менее, если посмотреть на голландские практики, можно заметить, что многих авторов объединяет интерес к цветам. Сложно обяснить почему. Отчасти потому, что в сезон сто тюльпанов стоят пять евро. Не хватает не то что ваз – любых емкостей. Или потому, что практически в каждом доме и офисе стоят букеты невозможной красоты. Всегда восхищалась изобретательными комбинациями. Например, гладиолусов, подсолнухов и каких-то полевых растений. Это, безусловно, культурный феномен. Как увлеченность цветами, так и увлеченность составлением, комбинированием элементов любой природы. Можно сказать, цветы и дизайн у голландцев в крови.

Соединяем и получаем…

 

ЭКСПЕРИМЕНТ

Цветы – зона экспериментов. Лаборатория и сад чудес.

Элспес Диедерикс/ Elspeth Diederix  ведет блог «СтудияСад: блокнот с набросками, эксперимент в садоводстве и фотографии»/ «The StudioGarden:  A Sketchbook, an Experiment in Gardening and Photography«. Растительный мир и фотография связываются напрямую: эксперимент один, но совмещает в себе две разные области – садоводство и фотографию. «СтудияСад» хорош тем, что это именно «блокнот с набросками» – блог с зарисовками, черновыми идеями и снимками. Нет цели создать завершенный проект, скорее, фотограф поддерживант «СтудиюСад» как живое пространство, позволяющее ни на кого и ни на что не оглядываться.

Многое из того, что делает Элспес в других проектах, – это так называемые фото скульптуры[1]. Очень легкие, хрупкие, часто парящие в воздухе. Цветы и растения теряют связь с землей. Приобретают не свойственую им пластику и становятся строительным материалом для воздушных объектов.

У Дианы Счерер/ Diana Scherer цветы, наоборот, привязаны к земле. Фотограф буквально работает с почвой, с корнями, но так же, как и Элспес, экспериментирует. Выращивает поля цветов у себя дома в чашках, создает вазы из земли. Уходит «вглубь» растения. И опять же, интересно, как Диана подписывает работы, как ссылается на использованные материалы: «pieces 2010/ 2011 — 30 photographs — roots, soil, seeds, photography». Корни, почва, семена, фотография. То есть медиум фотографии буквально ставится в одну линию с «медиумом сада».

Яап Счеерен/ Jaap Scheeren не работает с цветами так же глобально, как Элспес или Диана. Однако, у него есть проект «Искуственные цветы в полном цвете»/ «Fake Flowers in Full Colour» — очень простой, изящный, сделанный с чувством юмора, а также в соавторстве с дизайнером (Ханс Греммен/ Hans Gremmen) – в общем, типично голландский. Из стейтмента: «Нам было интересно, возможно ли создать разделение на цвета в 3D. Мы попробовали сделать это на примере букета искуственных цветов. Мы создали четыре натюрморта: один циан, один маджента, желтый и черный. Мы сфотографировали натюрморты и напечатали их один поверх другого. Теоретически должен был получиться «стартовый», «реальный» снимок, но на практике получились «искуственные цветы в полном цвете»».

С одной стороны, первоначальный интерес проекта не в цветах, а в области «теории и практики» цвета и создания фотографического изображения. С другой стороны, результат – комбинация идей: рефлексия и над цветом, и над фотографией и ее иллюзорностью, и над цветами (живые/неживые, конструирование естественного из максимально неестественных материалов и неестественным же образом), и над жанром натюрморта, и над техногенностью изображения.

Стоит также подчеркнуть, что этот проект – именно публикация. Очень изящная, тонкая, газетная.

И если уж говорить о публикациях, то надо упомянуть и Марикен Вессельс/ Mariken Wessels с ее работой «Keepsake/ монумент» «Keepsake/ monument« –  «монументальные фотографии цветов». Издание выглядит как папочка с четырнадцатью принтами и буклетом с эссе.  Принты огромные, экспериментально напечатанные, раскрашенные вручную.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

Анне Джеене/ Anne Geene создала потрясающий проект и не менее потрясающую книгу (пока изданную, увы, только на голландском) «Энциклопедия участка»/ «Encyclopedia of an allotment». Джеене была заинтересована взаимосвязью языков науки и фотографии, которые в обоих случаях представляют идею объективности и завершенности, полноты. Анне решила сфокусироваться на определенном, ограниченном и относительно небольшом участке пространства, в рамках которого она могла бы исследовать абсолютно все – каждый миллиметр, всех живых существ, все растения, все состояния природы и погоды с помощью «научной» классификации и фотографии. Так появилась идея создания энциклопедии собственного сада.  Оказалось, что мир невозможно описать. Его можно попытаться классифицировать, но в итоге знание о мире будет зависеть от параметров, выбранных для классификации объектов и явлений. Книга делится на три части. В каждой – очень веселые исследования. Сначала просто статистики, виды сверху, описание всего пространсива. Потом, собственно, классификация – все растения, жучки, разные виды неба. Третья глава – эксперименты. Расчеты скорости передвижения утки по пруду. Реакция земляных червей на дневной свет. И так далее.

У Евы-Фиоре Коваковски/ Eva-Fiore Kovacovsky есть нескольо проектов, связанных с растениями и цветами. Один – «Herbarium Proprius« – работает с идеей гербария. Фотограф не просто «распластывает» растения, но и придает им разные странные геометрические формы. Другая серия – «39 трав»/ «39 Graser«. Строгая и очень прямая классификация. Но фотограф вместо нейтрального фона, привычного для формата традиционного гербария, использует около десяти ярких цветов.

 

КОЛЛАЖ

Маурис Счелтенс/ Maurice Scheltens и Лиесбес Аббенс/ Liesbeth Abbenes работают вместе. Снимают как рекламу, так и арт фотографию.[2] И, конечно, цветы. Не с первого взгляда понимаешь, что эти цветы – бумажные вырезки, составленные в букет-коллаж. Идеи, стоящие за этими снимками немного напоминают проект «Искусственные цветы в полном цвете». В  фокусе оказываются похожие вопросы: переосмысление жанра натюрморта[3], граница искусственного и настоящего, проблема цвета, даже вопрос 3D версус 2D.

Художник  Марк Малдерс/ Marc Mulders также работает с трехмерными объектами, реальными цветами, соединяя их с двухмерными вырезками из известных картин.

Проект Анны Хайнен/ Anne Huijnen «Цветение сливы»/ «Pruimenbloesem« носит название первого цветного голландского порнофильма. Анне делает коллажи: в кадрах с изображением сцен секса накладывает на тела персонажей изображения цветов, которые были задействованы в качетсве антуража на заднем плане.

Закончу экскурс в голландские проекты о цветах на Маргриет Смулдерс/ Margriet Smulders. Практически все, что она делает, связано с цветами: «Они закручивались вокруг краев страниц моих тетрадей, когда я была школьницей. И тысячи роз были вырезаны из садовых книг моей матери. Цветы величиной с жизнь появлялись на моих холстах, пока я училась в Академии художеств. Цветы были всегда. Они цвели в автопортретах восьмидесятых и разрастались в цветочных обоях девяностых. В моих цветах можно увидеть целый мир.»

Мне кажется, в голландской фотографии в целом «цветы были всегда».

 


[1] Конструкции, созданные специально для фотографии.

[2] Впрочем, реклама у них та самая, которую можно назвать искусством, так что противоречия здесь нет. Это тот случай, про который писал Фритс Гиерстберг в тексте «Голландская фотография: вызов«: современные нидерландские авторы часто произодят работы, прагматика использования которых не может быть приписана лишь одной сфере.

[3] Счелтенс и Аббенс апеллируют к работам голландских художников 17ого века, например, к картинам Яна Давидса де Хема.

Текст: Дарья Туминас

581total visits,2visits today

0 Comments

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*