Слепое пятно. Коллективный проект: Федор Шклярук, Мария Сакирко, Галя Пейсахович, Надя Знаменская

slepoe-pyatno-18

Слепое пятно ­— имеющаяся в каждом глазу здорового человека область на сетчатке, которая не чувствительна к свету…

Слепые пятна в двух глазах находятся в разных местах (асимметрично), поэтому при нормальном использовании обоих глаз они незаметны; кроме того, мозг корректирует воспринимаемое изображение; потому для обнаружения слепого пятна необходимы специальные приёмы.

Когда мы думаем о том, что такое образ России, перед глазами появляется множество образов: от матрешек до фрагментов телевизионных сюжетов. Из них мы составляем для себя внутренний атлас страны, местами очевидный и банальный, местами туманный и не до конца понятный нам самим.

Если собрать все эти образы вместе, то они мало что скажут о России, а альбом из таких фотографий был бы очень скучен. За многими из них — пустота: одни не важны для нас или воспринимаются как пропаганда, другие уже уходят в прошлое, и, возможно, для следующего поколения совсем потеряют смысл. Но образ страны у каждого свой, он всегда шире, чем набор символов. Наша память заполняет пустоту личными воспоминаниями и переживаниями, и изображения перестают быть статичными. Где-то здесь и появляется образ Родины.

Большинство фотографий, использованных в проекте, найдены с помощью поисковых систем в интернете.

Комментарии участников:
Мария Сакирко
Для меня интересно в этом проекте ощущение игры. Игры, в которую погрузились мы, создавая этот проект, и в которую погружается зритель, угадывая, вспоминая, придумывая. Изображения одновременно исчезают и создаются у нас на глазах, как и наши воспоминания и наша история. Здесь нет отсылок ко времени, есть только перемешанные образы — это наша память. В этих фотографиях мы узнаем себя через других. Каждый человек, родившийся или давно живущий в России, может сказать: “я это помню”. Мы вспоминаем себя как часть общего, ощущаем себя. Для меня это важно.

Галя Пейсахович
За границей житель России — всегда русский, и не важно, являешься ли ты в действительности русским, и насколько русским ты считаешь себя сам.
Национальное и религиозное разнообразие России огромно — мы вспоминаем об этом в дни национальных праздников и при обострении активности агрессивных националистических группировок. В сущности, все наше представление о том, что происходит в стране, складывается под воздействием медиа-образов, сформированных на основе шаблонов и ярлыков разной степени давности. Тем не менее, несмотря на смысловую пустоту, воздействие этих образов на самоопределение каждого россиянина и их объединяющую роль нельзя недооценивать — ведь именно они задают контекст нашей повседневной жизни.

Надя Знаменская
Оказалось очень сложным ответить для себя на вопрос, что же для меня представляет собой страна, где я живу – Россия. Для меня, как человека, который всю жизнь живет в Петербурге, оказалось, что страна – это огромное белое пятно в сознании, в котором сменяют друг друга различные образы, пришедшие извне: полученные из уроков истории и культуры, из масс-медиа. Все то, что принято называть клише. Но при этом есть также какое-то неопределимое чувство родины.

Мне стало интересно сфокусироваться на клише, собрать их вместе, чтобы попытаться сформулировать то, что должно стоять за ними.

Сегодня мир становится все более унифицированным, независимо от страны, в которой ты живешь. И в такой ситуации очень хочется все-таки извлечь что-то настоящее, личное, но, в то же время, общее для нас как носителей определенной культуры из лавинообразного потока обезличивания, потока ничего не значащих образов и символов.

Последующее «удаление» найденного образа из изображения позволило сформировать некий коридор, в котором стало проявляться то самое, что все-таки невозможно сформулировать словами, но можно почувствовать – некое узнавание. Возможно, оно находится именно там, на грани образа и пустоты, в глубине белого пятна.

Фёдор Шклярук
В работе над этой виртуальной книгой было интересно наблюдать, как знакомые нам вещи перевоплощаются в образы и приобретают дополнительное значение. Как банальные изображения актуализируются в нашем воображении, пытающемся восстановить реалистичный образ, и как просто, оказывается, сказать то, что мы думаем о себе. И главное, в этом поиске самоидентичности действительно возникает картина страны: странная, сложная, и, как мне кажется, наполненная самоиронией.

Проект сделан в рамках учебной программы “Фотография как исследование”
Курс “Преодолевая фотографию”. Куратор – Надежда Шереметова