Самостоятельная фотография

Lisa Gidley / Instax Gratification

Спросите у любого фотографа, над чем он работает в данный момент, и он уверенно расскажет вам о своем проекте. Даже если фотографы вообще ничего не снимают на протяжении какого-то времени, они, тем не менее, занимаются своими проектами. Так как это становится уже тенденцией, было бы неплохо найти виновного. Представьте, что вы решаете вопрос, куда бы вам податься: «Существуют арт школы (альтернатива: галереи, блоггеры, фотографы, фотокниги, чьи-нибудь бабушки и все что угодно, что в голову придет), убившие фотографию, настаивая на проектах».Но много ли смысла в таком подходе? Вместо этого, было бы целесообразно попытаться исследовать немного глубже.

Я начал думать об отдельной фотографии, как о чем-то противоположном фотопроектам, когда я гулял с моей камерой Fuji Instax в начале этого месяца.  В это время я преподавал фотографию и говорил в основном о фотопроектах и даже спрашивал фотографов, над какими проектами им было бы интересно поработать. И в то же время я искал такие фотографии, которые бы не вписывались ни в один проект (кстати, фотография выше не моя, а Лизы Джидли / Lisa Gidley, взятые из Instax Gratification). Как это вычисляется?

Обучение фотографии (не технической стороне) крайне сложно. Как научить выражать себя? Как научить творчеству? Не вдаваясь в подробности моего личного мнения, как конкретно это можно осуществить, выделю лишь очевидный факт, что начинать стоит с чего-то далекого от фотографии. Простой вопрос: «Чем ты интересуешься?» — может быть теми лишними колесами к велосипеду, благодаря которым дети учатся ездить. То, чем студент заинтересован, может в последствии (обычно со всеми изменениями и необходимыми разъяснениями) перерасти в проект.

Важно иметь в виду, что мы подразумеваем под «проектом»: проектом может быть буквально все что угодно, начиная от хитрого, практически прямого репортажа о сообществе единомышленников, расположенного при этом очень локально, до набора фотографий, которые были сделаны в схожих условиях и отражающие рефлексию самого фотографа на эти условия. Я заметил, что когда речь идет о проектах, многие люди думают, что проект это всегда что-то совершенно очевидное и ясное. Но зачастую это не так. Типология транспортабельных туалетов, по всей вероятности, да. Но многие проекты ясны лишь тогда, когда вы видите их и чувствуете, что все эти фотографии принадлежат друг другу и передают нечто целое. Люди любят говорить об арт-школах, как о чем-то, что сосредотачивает внимание на прошлом, но на самом деле все абсолютно иначе.

Добавьте к этому тот факт, что мы стали очень грамотными в плане того, как фотографии могут работать. Положите рядом две фотографии, и мы начнем находить в них что-то, что Майкл Шмидт называл «третьей фотографией». Фотография становятся особенно сочной, когда проект, скажем, из 20 фотографий, в реальности содержит в себе гораздо больше образов. Просто, большинство из них  невидимо и неосязаемо. Они рождаются в зрительских умах из скелета, состоящего всего из 20 картинок. Всегда ли это происходит? Часто ли? Здесь начинается самое интересное. И именно здесь мы можем стать свидетелями силы современной фотокниги.

«Проект-проблема», таким образом, начинает преображаться и меняться, как только вы рассмотрите различные нюансы, которые он включает в себя. Более того, как оказалось, есть довольно много фотографов, которые по существу производят отдельное, индивидуальное изображение. Эти фотографии могут существовать как своего рода проект (или фотокнига), но они слабо связаны друг с другом. Слабо, но не настолько слабо, чтобы распасться. По крайней мере, всегда есть что-то, что держит фотографии вместе: фотограф. Конечно, если взглянуть на это широко, то каждая фотография живет как отдельный проект. Я бы не хотел строго следовать этому направлению, но, тем не менее, это важно иметь в виду.

И даже если все это не убедило вас, если вы фотограф, который производит только самостоятельные фотографии, у которых нет ничего общего, своеобразных изолированных маленьких красавиц, почему бы и вам не иметь свое место под солнцем? Каким образом окружающий мир влияет на вас? У меня есть забавное ощущение, что ответ может лежать в плоскости вроде: «Я не хочу быть должным делать проекты, только потому, что так принято». Это просто-напросто неправда. Это так же удобно, как и идея, что мир искусства был порабощен небольшой кучкой интриганов, которые диктуют, что разрешено, а что запрещено. Но никакого заговора нет – такова реальность. И если вы «фотограф самостоятельных фото», то может быть, настало время перестать бороться с ветряными мельницами под названием «проекты»?

 

Йорг Колберг (Jörg Colberg)
Источник: Conscientious
Переведено и опубликовано с разрешения автора.

Перевод материала: Елизавета Брагина

1507total visits,1visits today