Путеводитель. Групповой проект: Александр Горбунов, Дмитрий Селин, Олег Лейнов, Катя Юшкевич

А2

Дешифровка сконструированного пространства российского города – занятие трудоемкое и неблагодарное. Многочисленные путеводители, пути которых заводят в никуда, лишь прикрывают собой очертания настоящего города, разделяя людей на жителей и приезжих. Купленный по купону тур не позволяет познать, но лишь мельком взглянуть на картинки из дорогих книжек воочию. Мы предлагаем свой случай путеводителя, объединяющий в себе мифологические виды, которые в свою очередь и формируют облик города, формулируют пути, по которым тебя будут водить. Органично сочетая фотографии из разных уголков нашей «Необъятной» с комментариями к «чекинам» в социальной сети, мы выстраиваем новый образ всем известного Уездного города N. Фотографии в путеводителе, являясь абсолютными абстракциями, приобретают особый статус документа, превращаются из случайного взгляда, во взгляд всеобщий, взгляд навязанный, взгляд абсолютный. Кадры перестают быть иллюстрациями и становятся образами, конструирующими новую реальность для любого, заглянувшего внутрь путеводителя. Случайный комментарий, брошенный в информационное пространство, словно реплика в диалоге со всеми и ни с кем конкретно, становится титром документального кино, которому положено верить.
Претендуя на уникальность, каждое пространство вносит свою лепту в формирование старого избитого клише: двуспальная кровать в отеле, неоновый клозет в клубе, причудливые бра на стенах кафе. Место, не теряя своей сущности, заимствует её у абстрактного усредненного представления. Место должно стать уютным, а значит знакомым и привычным. Место теряет свой уникальный вид, но оставляет за собой точку на карте путеводителя. Фотография становится регулирующим инструментом, который усредняя, устанавливает границы нашего видения. Превращает пространства в те, какими они могли бы быть: родительскую комнату в гостиничный номер, магазинный шоурум в галерею современного искусства, дверь морга во вход в ночной клуб. Фотография, помещенная в контекст путеводителя, становится изображением того, что есть, того, что ты ожидаешь увидеть. Фотография переходит в регистр начертанной правды.
Текст: Егор Шмонин (Санкт-Петербург)

пожалуйста, нажмите на изображение, чтобы увеличить его

Техническое описание:
Двухсторонняя печать, формат А2 , открытый тираж. Файл для печати находится в открытом доступе и распространяется добровольно без предварительного согласования в книжных магазинах и на вокзалах города.

 

Комментарий о ходе работы:
Задание, которое перед нами поставили («составить портрет России»), на первый взгляд казалось всеобъемлющим и этнологически необычайно ответственным.

Несмотря на это, мы попытались отбросить всякие предрассудки и сделать нечто простое и ироничное, но в то же время не легкомысленное и не обращенное в плоскость абсолютной шутки. Было решено отталкиваться от формы, то есть от того, что нам нужно сделать книгу. Перебирая варианты от раскраски до конституции, мы, жители больших городов, остановились на одном из наиболее очевидных – путеводителе, в котором напрямую связывались форма и предмет исследования. Кроме того что есть путеводитель, как ни яркий сборник клише, местами переходящих в абсурд. В нашем понимании это и было тем самым, знакомым нам с детства, «кривым» зеркалом, отражающим положение вещей в российской действительности, которая сама наполнена подобными зеркалами и порой бывает трудно отличить отражение от реального объекта. Так, работа представлялась нам нелогичной, не совпадающей сама с собой (как потом оказалось, в самом прямом смысле слова). Мы погрузились в процесс конструирования образов из вещей, казалось бы, отдаленных друг от друга настолько, насколько Санкт-Петербург отдален от Калининграда, но на самом деле так же, как и они, находящихся на одной карте. Поиск и отбор комментариев оказался не менее существенной и увлекательной частью работы.

Неожиданно для нас самих принцип “чем хуже – тем лучше” в какой-то момент подчинил себе весь процесс и стал неконтролируемым. Например, задача напечатать А2 с двух сторон оказалась в условиях работы с типографией не решаемой, и в том виде, в котором мы впервые его получили, наш путеводитель был скорее похож на нечто среднее между самиздатом учеников старших классов и буклетом еще не нашедшей богатых последователей секты. Но все это, как ни странно, вполне естественно вписалось в его общую структуру. В процессе создания работы была очень важна коллаборативность. Можно позволить себе несуразность в чем-то одном, если другая часть делается с полной серьезностью, точно и аккуратно. Поэтому важную роль для нас играл профессиональный дизайн и текстовая составляющая.

Идея, реализация, фотографии, комментарии: Александр Горбунов (Санкт-Петербург), Дмитрий Селин (Калининград), Олег Лейнов (Санкт-Петербург), Катя Юшкевич (Санкт-Петербург).
Дизайн: Удобный Даня (Калининград)

Проект сделан в рамках учебной программы “Фотография как исследование”
Курс “Преодолевая фотографию”. Куратор – Надежда Шереметова