Мартине Стиг. Плэй

Мартине Стиг, кадр из видео

Идеальный город, казалось бы, основан на анонимности: знакомый всем, безликий образ «большого города», который руководит потоком приезжающих и покидающих его людей. Мишель де Серто/ Michel de Certeau в знаменитой главе «По городу пешком» («Walking in the City») из своей книги «Практикуя повседневность» («The Practice of Everyday Life», 1980) описывает обычный продиктованный городской планировкой сценарий перемещения и отдельных непокорных пешеходов, ищущих новое и непривычное применение публичному пространству. Он пишет: «Они — ходоки, Wandersmänner, чьи тела следуют сквозь огонь и воду за городским «текстом», который они же сами и пишут, но не способны прочесть […]. Хитросплетения этих движущихся, перекрещивающихся написаний в совокупности образуют историю, у которой нет ни автора, ни зрителя, созданную из фрагментов траекторий и чередований пространств…»[1] В свете этого, фильм «Плэй» («Play») Мартине Стиг обладает гораздо большей глубиной мысли и не просто вызывает ассоциации с кинематографичными клише. Ведь сооружаемый Стиг «спектакль» с точностью документирует историю, казалось бы навязанную жёсткой архитектурой города и его образами и всё же ежедневно повторяющуюся. Здесь нет ни автора, ни зрителя.

Даже присутствие самой Стиг в качестве автора фильма едва ли ощутимо. Её умело скомпонованные кадры настолько погружают в двусмысленность своих сюжетов, что её вуайеристские и даже несколько противозаконные действия (Стиг использует для приближённых снимков телеобъективы и мощный зум) остаются незамеченными. И только мужчина в последнем кадре, наконец-то, ловит на себе внимательный взгляд Стиг, будто в противостоянии оглянувшись на неё. Такой же едва уловимый, напряжённый момент предшествует захватывающему повороту сюжета в шедевре голливудской классики «Разговор» («The Conversation»), когда специалист по прослушиванию, одержимый поиском разгадки неоднозначного по смыслу разговора, услышанного им на задании, интерпретирует его неправильно и сам оказывается на «жучке».  Возможно, в этом настоящая суть повествования «Плэй» — та, что скрыта за городским шумом и шаблонными историями. А где лучше всего представить сценарий этой коварной игры, как не на Уолл-стрит?

Полдень в Манхэттене. Асфальт и камни, люди в костюмах, чёрные седаны, тени и резкий зимний свет, слепящий из-за углов высотных зданий. Вот декорации к второму фильму Мартине Стиг «Плэй» (2009), 10-минутному непрерывному ролику, снятому в финансовом районе Нью-Йорка. Как и её более ранняя работа «Суто-ри» («Suto-ri», 2007) – призрачная подборка из съёмок прохожих Токио – «Плэй» составлен из репортажных кадров, сделанных в публичных местах и скомпонованных в конечный скелет повествования. Мужчина медленно идёт вдоль тротуара; женщина на каблуках гордо вышагивает по пустынной улице; машина с затемнёнными стёклами тормозит у входа для персонала; звонит телефон, двигаются руки. Пойманные камерой Стиг жесты раскрывают интригующие сюжеты в стиле фильм-нуар (резкие контрасты и пронзительные кадры) и в традициях классических изображений Нью-Йорка (от чёткой городской палитры Эдварда Хоппера до детальной геометрии американских фотографов вроде Шеррилл Шелл или Беренис Эббот). Они полны намёков и двусмысленностей, они анонимны и тонки. К слову, скелет повествования в технике монтажа Стиг создаётся не за счёт насыщенных ассоциативных ресурсов, как у Сергея Эйзенштейна, а через знакомую всем типичность ситуаций. В «Плэй» безликие городские жители превращаются в нечётких кинематографичных персонажей, эстетически дополненных тщательно выстроенными автором кадрами: рисующие фигуры чёрные тени, резкие контуры зданий, чистые линии – всё очень чёткое и безымянное.

Текст: Джоанна Фидуччиа/ Joanna Fiduccia

Источник: сайт голландской галереи «Motive Gallery»

Перевод с английского на русский: Мария Николаева

Переведено и опубликовано с разрешения автора.



[1] Мишель де Серто, «По городу пешком», «Изобретение повседневности» ( Беркли, University of California Press, 1984)

 

839total visits,1visits today

1 Comment

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*