Разворот с содержанием номер 29

Foam

Невозможно представить современную фотографию без голландской «школы» – прогрессивной и экспериментальной. Точно так же невозможно представить институциональный мир нидерландской фотографии без Foam (Fotografie Museum Amsterdam) – платформы, соединяющей в себе галерею, музей (с количеством посетителей около 30 000 в месяц), огромное количество инициатив, целенаправленно работающих с разными аудиториями. Например, лаборатория «Foam Lab» занимается культурными проектами, рассчитанными на молодую публику, а воркшопы и выставки «Истории западной стороны»/ «West side stories» проводятся в одном из «спальных» районов Амстердама и рассчитаны на местных жителей, совершенно не обязательно увлеченных именно фотографией. Программы для детей, библиотека, книжный магазин, временные «Foam Pop-in» площадки.

И, конечно, знаменитый журнал «Foam Magazine».

Издание выходит четыре раза в год с 2001. Три номера – тематические. Один (с традиционно не меняющимся названием «Талант») показывает проекты молодых талантлиых авторов, которые редакция отбирает из присылаемых со всего мира заявок. Только что, в октябре 2012, вышел тридцать второй номер журнала – именно «Талант».

Над «Foam Magazine» работают: главный редактор Марлюс Крийнен/ Marloes Krijnen; креативный директор Петр де Йонг/ Pjotr de Jong; арт-директор Хамид Саллали/ Hamid Sallali; редакторы Крийнен, де Йонг, Марсель Фейл/ Marcel Feil и Элиса Медде/ Elisa Medde, а также менеджеры Бетти Ман/ Betty Man, Лоут Коолен/ Lout Coolen.

 

Почему «Foam Magazine»?

В Европе существует огромное количество прекрасных журналов о фотографии. Например, испанский «Выход»/«Exit» работает по схожему тематическому принципу; немецкий «Европейская фотография»/«European Photography» публикует замечательные обзоры резиденций, издательств, конкурсов; английский «Крепление»/«HotShoe»[1] ориентирован на поиск молодых талантов.

Чем выделяется «Foam Magazine»? Что делает его легендарным изданием?

Во-первых, это не просто журнал, это арт публикация, над дизайном которой работает агентство Vаndejong: абсолютная свобода в верстке, разрабатываемой для каждого портфолио отдельно (в номере «Талант» их, как правило, 15, в других номерах – 6-8); выбор для каждого портфолио своей бумаги; разработка от номера к номеру новых шрифтов для названий (часто это процесс интересный сам по себе; здесь видо о том, как работали над шрифтом для «Следы»/ «Traces»).

Во-вторых, «Foam Magazine» – это платформа, благодаря которой развивается теоретическая дискуссия о фотографии. Статьи к каждому портфолио пишут лучшие критики и кураторы со всего мира. Например, Марк Феустел/ Marc Feustel; Аарон Шуман/ Aaron Schuman; Макс Хьютон/ Max Houghton; Йорг М Колберг/ Jörg M Colberg; Лаура Ноубл/ Laura Noble; Софи Райт/ Sophie Wright и так далее. Интервью для номеров «Талант» часто берет Анн-Селин Йагер/ Anne-Celine Jaeger, автор сборника интервью «Создатели изображения потребители изображения» / «Image Makers Image Takers».

Есть и другие тексты. В каждом номере – подробные интервью с кураторами, коллекционерами, исследователями, режиссерами: Вим Вендерс, Лев Манович, Джэф Волл и т.д. Марсель Фейл (один из редакторов журнала) пишет статьи о заявленной теме номера, а разные известные публичные фигуры в рубрике «Перед глазами»/ «On my mind» рассказывают, какое изображение и почему в данный момент времени является для них ключевым.

В-третьих, принцип выбора портфолио. Иногда в номере оказывается кто-то из широко известных авторов (а номер «В поисках»/ «Searching» целенаправленно состоит из «классиков», которые изменили визуальную культуру). Однако большинство – новые имена. Удивляет то, как «Foam Magazine» опережает события, «предсказывает» новых звезд: например, публикует портфолио Алекс Прагер или Александра Гронского, и через непродолжительное время они становятся победителями значительных фотографических конкурсов.

И, в-четвертых, самое главное. Формирование тем. Часть из них затрагивают абсолютно классические для теории фотографии вопросы. В номере «Соединение»/ «Merge», обсуждаются проекты, в которых фотография соединяется с другими медиа – кино, интернетом, модой, скульптурой, текстом, артхитектурой, видео. Номер «Подглядывая» /«Peeping» затрагивает комплекс вопросов, связанных с фотографией как институциализированным вуаеризмом. «Истории»/ «Stories» думает о понятии нарратива. «Следы»/ «Traces» (фотография в отношении прошлого) автоматически отсылает читателя к дискурсу о репрезентации объектов реальности на фотографии и бартовскому «это было». «реф.»/ «ref.» исследует, каким образом одни фотографии отсылают нас к другим. Один из последних номеров «Что дальше?»/ «What’s Next?» освобождает себя от собственного формата, практически не показывает портфолио, но фокусируется на важных теоретических вопросах: независимые проекты, роль интернета в фотографических практиках, курирование пространства, фото журналы, следующее поколение авторов, влияние технологий.

Темы некоторых номеров на первый взгляд кажутся более простыми: «Спорт», «Портрет?», «Микро». Однако, каждая из них совершенно по-новому рассматривает привычные «категории». Какие мифы конструирует спорт? Как переосмысляется в фотографии «классический» портрет? Что можно разглядеть в маленьких вселенных?

Есть номера-ощущения: «Рядом»/ «Near» (о сложности взаимосвязи между физической и эмоциональной близостью); «Авто»/ «Self» (об авторах, тщательно исследующих свое внутреннее «я» ); «Счастливый»/ «Happy». Некоторые номера посвящены конструированию на земле или распознаванию в повседневном неземного, чудесного, игре с реальностью в прятки: «Эдем»/ «Eden»; «Чудо»/ «Wonder»; «Тем временем»/ «Meanwhile».

В кратком описании темы одного из первых номеров журнла, «Доступ»/ «Access», написано: «этот концепт открыт для интерпретации». Однако, данная формулировка отражает одну из самых важных черт «Foam Magazine» в целом – свобода в интерпретации выбранной темы, способность удивить читателя и самим получить удовольствие от невероятно живого, не сдерживаемого никакими рамками процесса создания журнала.

 

Foam + Ф. = Голландская фотография.txt

Специально для проекта «Опыт голландской фотографии» журнал «Ф.» открыл рубрику «Голландская фотография.txt», в рамках которой счастлив сотрудничать с «Foam Magazine», представляя тексты и интервью, ранее опубликованные в амстердамском издании.

Первые два текста, которыми мы будем рады поделиться, – интервью с молодыми фотографами Поупел Куму/ Popel Coumou и Марлеен Слейвитс/ Marleen Sleeuwits из самого нового, октябрьского номера «Талант». Мы начинаем именно с этих художниц потому, что обе традиционно для голландской практики экспериментируют с медиумом фотографии: Куму работает над 3D коллажами, а Слейвитс создает и снимает инсталляции, напоминающие пространства офисных зданий, переходов и аэропортов. В интервью Марлеен также рассказывает о том, почему фотография так популярна в Голландии.

 

Текст: Дарья Туминас

 


[1] Кронштейн, крепление для вспышки, «башмак».

472total visits,1visits today

0 Comments

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*