О трендах. Йорг Колберг

Тренды приходят и уходят, так что, в принципе, нет причин для беспокойства. Фотография, как и любая другая область, завязанная на деятельности человека, переживает разные тенденции в течение долгого времени. Многие из них теперь прочно утвердились в качестве важных исторических эпизодов (например, пикториализм). И действительно, учитывая, что фотография может быть искусством (не искусством как таковым, как я уже утверждал ранее, вместо этого фотография может быть искусством), фотографы, возможно, решат не переживать по поводу тенденций. Так можно решить просто потому, что идея искусства не в том, чтобы быть модным, но в том, чтобы быть правдивыми по отношению к высшим идеалам, что почти полностью исключает идею ультрасовременности.

Конечно, гораздо легче сказать (или написать), чем сделать, особенно в наши дни. Сейчас, после очевидного упадка тренда Дюссельдорфской школы, все говорят о Новом Формализме. Я не уверен, что мой собственный восторг по поводу фотографии будет прежним, как и более десяти лет назад. Сейчас то, что я вижу в большинстве галерей – фотографии во многом лишенные всякого смысла (бывают и достойные образцы, но, чтобы быть справедливым, то же самое можно сказать про каждую выставку).

Это не означает, однако, что я страдаю, не видя повсюду огромные принты под пластиком. Сколько я наслаждался лучшими из них, столько же они меня смущали, если вы понимаете, о чем я. К счастью, экономический кризис 2008 года положил этому конец, хотя, я подозреваю, что примерно к этому времени уже стало совершенно ясно, что тенденция действительно исчерпала себя. Хорошей новостью здесь является то, что теперь этот вид фотографии освободился от Дюссельдорфского ажиотажа, и теперь о нем можно судить, в основном, по его собственным заслугам.

Допустим, вы фотограф, который не делает гигантские цветные фотографии без содержания или студийные, неловко подправленные в Photoshop натюрморты, которые могут оценить только их создатели и горстка кураторов. Тогда что? Как я уже писал выше, если ты настоящий художник, тебе, скорее всего, наплевать (вы можете сформулировать эту мысль иначе, но идею вы поняли). Очень сложно быть настоящим художником, особенно в наши дни. Не только из-за возникающих проблем. С этими проблемами трудно справиться, и они требуют ежедневной борьбы.

Но вы выходите из дома (или студии) с вашими принтами, довольно долго борясь с окружающим миром и/или вашими собственными демонами, только чтобы обнаружить, что ваш, скажем так, нежный черно-белый принт, любовно и собственноручно отпечатанный в фотолаборатории, больше аудитории не интересен. Вернее, зрители есть, но они все затаили дыхание и считают до десяти, надеясь, что когда они закончат, тех богомерзких, бессмысленных цветные картин и ироничных натюрмортов уже не будет. Но все может быть иначе. Может появиться что-то совершенно другое, и это «что-то» не будет черно-белым принтом, любовно сделанным в фотолаборатории.

Тогда что же?

В этой ситуации оказывались тысячи фотографов. Как вы с ней справитесь? Вы покидаете учебное заведение с дипломом с мастера изобразительных искусств, и на нем еще даже чернила не просохли. Вы делаете фотографии для галерей или издательств, только чтобы вам сказали, что ваши работы сложно продать, что если бы вы издали книгу (так говорит галерист) или у вас была бы выставка собственных работ (так говорит издатель), то у вас был бы шанс.

И возможно, возможно, вы будете работать для какого-нибудь маленького блога, который каждый день находится на грани исчезновения из-за конкуренции с эротикой, «картинками дня» или другими гиперболизированно-восхваленными фотографиями.

Может быть, вы запишетесь на курс маркетинга, где кто-то расскажет вам все о социальных сетях и том, что вы должны быть на Twitter, и Facebook, и Instagram. Вы непременно должны делать рассылку, чтобы рассказать миру о ваших фотографиях, и вы должны тратить тысячи долларов на перелеты, отели и платить за пересылку вашего портфолио на смотры и конкурсы, хотя у вас нет шансов на победу.

Это действительно так работает? Это так должно работать?

Дело не в том, что у меня есть волшебный ответ на то, как бороться с этим. Если вы думали, что просто продолжите читать и обнаружите магический ответ, мне придется вас разочаровать.

Можно, конечно, делать все вещи, описанные в предыдущем пункте (скорее всего, вы это уже делаете, как и все остальные, способствуя пиар-гонке вооружений, которая не может быть выиграна — выиграют совершенно другие вещи, о которых никто не хочет говорить). Но это еще ничего не гарантирует. И независимо от всего, это не отвечает на второй вопрос, так ли это на самом деле должно работать.

Слово «должно» определяет только сам фотограф. Кроме него никто не может решить, ни писатели, ни критики, ни создающие шум в интернете люди, ни даже галеристы или издатели. У этих людей, безусловно, есть прекрасные идеи. Но имеют ли они смысл? Каждый фотограф должен спросить: «А имеют ли они смысл для меня?»

Ответ на этот вопрос может запросто расходиться с мнением вышеперечисленных особ. Но из этого противостояния можно извлечь пользу, даже когда кажется, что все бессмысленно (особенно при подробном изучении вопроса). В наше время тяжело делать что-то необычное. Очень тяжело.

Для меня, как для практикующего преподавателя, вопросы такого рода постоянно проявляются и при обучении людей и после него. Ученикам настоятельно рекомендуется делать все, что они думают и чувствуют, но, в большей или меньшей степени, соблюдать тенденции. Соответственно, каждый год появляются ученики, которые не ладят с тенденциями, к которым обращается современная фотография.

Легко найти аудиторию, когда вы делаете то, чему уже уделяется большое внимание. Но намного сложнее, гораздо сложнее — попытаться найти аудиторию, если это не так. Этим трудно заниматься. Но я думаю, что в долгосрочной перспективе  это стоит того. Это особенно актуально, учитывая, что на самом деле есть способы, которые могут позволить людям увидеть вашу работу. Только эти способы могут требовать больше усилий и нестандартного подхода.

Например, сейчас поднимают шум вокруг селф-паблиш книг, многие из которых остро нуждаются в критической оценке. Но откинем различные сомнения по поводу самиздата в сторону — он предлагает хорошие возможности для работы, возможности, которые издатели просто не будут затрагивать. Издавать книги, в конце концов, это бизнес, и как в любом бизнесе, есть много рисков, с которыми издатели сталкиваются. Идея может быть очень, очень хорошая, но в то же время ее будет нелегко продать. Самиздат предлагает фотографу способ принести работу в мир в виде книги, чтобы люди, которые на самом деле хотят ее видеть, могли наслаждаться.

Иными словами, существует множество решений по поводу показа работы, несмотря на то, модная она или нет. Чтобы найти это решение, нужно много работать, и подойти к делу творчески. Но это того стоит. И эти решения не всегда зависят от мнения других людей.

Для художника самое главное – оставаться самим собой, таким образом расширяя свое поле деятельности, несмотря на то, что он будет сталкиваться с сопротивлением. Качество работы не определяется соблюдением всех трендов, легкостью восприятия или возможностью стать приманкой для блога-однодневки. Качество определяется требованиями работы, ее нуждами, и тем, что она может дать зрителю.

Если ваши работы не служат приманкой, если они не требуют большой вовлеченности, хороши ли они? Что лучше, сделать работу, которая со временем становится лучше, как хорошее вино, или работу, которая будет на следующий день черстветь как хлеб?

Другими словами, найти достойного зрителя – это проблема. Но она бросает нам хороший вызов, который служит напоминанием о настоящей причине творить: не для желаемого успеха (как было бы чудесно!), но для того, чтобы отвечать высоким стандартам. Тренды приходят и уходят, а настоящее искусство живет вечно.

Йорг Колберг (Jörg Colberg)
Источник: Conscientious
Перевод: Юлия Арсентьева

Переведено и опубликовано с разрешения автора.

2448total visits,1visits today