
Натюрморт естественным образом укоренился в фотографии, перенимая каноны и особенности живописного жанра и продолжая его эволюцию. Вместе с тем, современная художественная практика постоянно вырабатывает новые подходы и методы, позволяющие работать с актуальными на сегодня темами.

Throwaway Living, Cleanup, Life Magazine, 1955
Обилие упаковочных материалов и товаров с коротким жизненным циклом, отвечающих нашему ускоренному ритму жизни, продуцирует интерес ко всему утилитарному, к трансформации быта и иному восприятию обыденных вещей. Еще в 1955 г. в журнале Life была опубликована статья «Throwaway Living», провозглашавшая начало новой — «одноразовой жизни», революционным образом облегчающей труд домохозяек. Одноразовая культура потребления и активное присутствие пластика в повседневности стали важными и неоднозначными темами для дискуссий, c которыми работают в том числе и молодые фотографы.
Выпускница St. Lucas University College of Art & Design в Антверпене Наоми Колстерен посвятила свою магистерскую работу “Nature morte/Plastic” массовому засилью пластика. Составляя композиции, автор не просто цитирует полотна именитых художников, но и активно работает с темой суррогата, погружая зрителя в безжизненную, искусственную среду. Узнаваемые натюрморты Поля Сезанна с подмененными синтетическими драпировками и фруктами отсылают зрителя к изменениям, произошедшими за время между созданием «оригинала» и «копии».
- © Naomi Kolsteren
Наполненные легкостью и юмористическими аллюзиями работы выполнены в чистой, стерильной стилистике, популярной и широко применяемой сегодня как для документации событий, так и для передачи авторского сообщения.
Журнал ITEMS ежегодно делает обзоры выпускников голландских и бельгийских школ дизайна, а в 2012 году в Эйндховене впервые провел отчетную выставку «ITEMS Dutch Design Graduates». Многие из работ участников проинформированы недугами потребления. Примечательно, что для молодых дизайнеров характерен инсталляционный подход к подаче материала и работе с цветом.
Проект «100 % Recycled Litter» Эрика Ван дер Блома создан из собранного на улице мусора. Автор подбирал бумажные упаковки и вручную перерабатывал их. Результатом стала книга с образцами переработанной бумаги, включающая фотографии ее «сырья».
- © Erik van der Blom
В категории предметного дизайна уже привычная тема многоразового использования упаковки тоже нашла свое выражение. Хенри Бауманн с помощью степлера и клея трансформировал ящики из под овощей в интерьерный уголок с торшером и журнальным столиком.

© Henry Baumann
Насыщение «пластиковостью» как явлением ставит этот материал в один ряд с привычными объектами любования, и работающие с пластиком авторы не могут не обращаться к классическим канонам натюрморта. Однако фотографы сосредотачиваются на трансляции замысла, отводя традиции формальную роль: использование характерных схем компоновки предметов, следование цветовым и световым решениям, необходимым для формирования стилевого единства. Фотограф Ричард Куипер создал серию «Stilleven in plastic«, визуально отсылающую к шедеврам голландских мастеров 17 века, но состоящую из пластмассовых имитаций.
- © Richard Kuiper
Натюрморты Питера Класа, Франса Снейдерса, Бальтазара ван дер Аста, Адриана Коорта закрепили за собой статус образцов «классического», барочного натюрморта. Эти полотна узнаваемы: немногословный темный фон окружает изобильную сервировку стола драгоценными предметами обихода, пышными букетами, дарами моря или охотничьими трофеями. Используя характерную светотеневую моделировку, автор утверждает долговечность и универсальность материала, вдохновившего его на кропотливое воссоздание сюжетов знаменитых полотен. В то же время фотографии Куипера выражают обеспокоенность всепоглощающим присутствием пластика, заменяющего роскошь и благородство металла, очарование фарфора и теплоту натуральных материалов штампованными муляжами.
Повсеместное проникновение пластика во все сферы общественной и частной жизни не могло пройти незамеченным художниками. В продолжении этой статьи будут проанализированы и другие примеры работы с новыми материалами, переработанным мусором и около предметной тематикой в современной фотографии.
Текст: Наталия Полякова