Nature morte. Пластик в современной предметной фотографии

richard-kuiper-cover

Натюрморт естественным образом укоренился в фотографии, перенимая каноны и особенности живописного жанра и продолжая его эволюцию. Вместе с тем, современная художественная практика постоянно вырабатывает новые подходы и методы, позволяющие работать с актуальными на сегодня темами.

Throwaway Living, Cleanup, Life Magazine, 1955

Throwaway Living, Cleanup, Life Magazine, 1955

Обилие упаковочных материалов и товаров с коротким жизненным циклом, отвечающих нашему ускоренному ритму жизни, продуцирует интерес ко всему утилитарному, к трансформации быта и иному восприятию обыденных вещей. Еще в 1955 г. в журнале Life была опубликована статья «Throwaway Living», провозглашавшая начало новой — «одноразовой жизни», революционным образом облегчающей труд домохозяек. Одноразовая культура потребления и активное присутствие пластика в повседневности стали важными и неоднозначными темами для дискуссий, c которыми работают в том числе и молодые фотографы.

Выпускница St. Lucas University College of Art & Design в Антверпене Наоми Колстерен посвятила свою магистерскую работу “Nature morte/Plastic” массовому засилью пластика. Составляя композиции, автор не просто цитирует полотна именитых художников, но и активно работает с темой суррогата, погружая зрителя в безжизненную, искусственную среду. Узнаваемые натюрморты Поля Сезанна с подмененными синтетическими драпировками и фруктами отсылают зрителя к изменениям, произошедшими за время между созданием «оригинала» и «копии».

Наполненные легкостью и юмористическими аллюзиями работы выполнены в чистой, стерильной стилистике, популярной и широко применяемой сегодня как для документации событий, так и для передачи авторского сообщения.

Журнал ITEMS ежегодно делает обзоры выпускников голландских и бельгийских школ дизайна, а в 2012 году в Эйндховене впервые провел отчетную выставку «ITEMS Dutch Design Graduates». Многие из работ участников проинформированы недугами потребления. Примечательно, что для молодых дизайнеров характерен инсталляционный подход к подаче материала и работе с цветом.

Проект «100 % Recycled Litter» Эрика Ван дер Блома создан из собранного на улице мусора. Автор подбирал бумажные упаковки и вручную перерабатывал их. Результатом стала книга с образцами переработанной бумаги, включающая фотографии ее «сырья».

В категории предметного дизайна уже привычная тема многоразового использования упаковки тоже нашла свое выражение. Хенри Бауманн с помощью степлера и клея трансформировал ящики из под овощей в интерьерный уголок с торшером и журнальным столиком.

Henry Baumann

© Henry Baumann

Насыщение «пластиковостью» как явлением ставит этот материал в один ряд с привычными объектами любования, и работающие с пластиком авторы не могут не обращаться к классическим канонам натюрморта. Однако фотографы сосредотачиваются на трансляции замысла, отводя традиции формальную роль: использование характерных схем компоновки предметов, следование цветовым и световым решениям, необходимым для формирования стилевого единства. Фотограф Ричард Куипер создал серию «Stilleven in plastic«, визуально отсылающую к шедеврам голландских мастеров 17 века, но состоящую из пластмассовых имитаций.

Натюрморты Питера Класа, Франса Снейдерса, Бальтазара ван дер Аста, Адриана Коорта закрепили за собой статус образцов «классического», барочного натюрморта. Эти полотна узнаваемы: немногословный темный фон окружает изобильную сервировку стола драгоценными предметами обихода, пышными букетами, дарами моря или охотничьими трофеями. Используя характерную светотеневую моделировку, автор утверждает долговечность и универсальность материала, вдохновившего его на кропотливое воссоздание сюжетов знаменитых полотен. В то же время фотографии Куипера выражают обеспокоенность всепоглощающим присутствием пластика, заменяющего роскошь и благородство металла, очарование фарфора и теплоту натуральных материалов штампованными муляжами.

Повсеместное проникновение пластика во все сферы общественной и частной жизни не могло пройти незамеченным художниками. В продолжении этой статьи будут проанализированы и другие примеры работы с новыми материалами, переработанным мусором и около предметной тематикой в современной фотографии.

Текст: Наталия Полякова