Наталья Резник. Код памяти

Reznik_Memory_Code_07

Проект сделан в рамках образовательной программы ФотоДепартамента «Фотография как исследование». Курс «Фотография. Post-Graduate». Куратор – Надежда Шереметова 

Прошлое не вырастает естественным путем, оно является продуктом культурного творчества.

Я. Ассман. Культурная память

Немецкий критик Йенс Шретер называет три главных свойства современных архивов — трансмиссия, стирание грани между личным и публичным и дигитализация. Современный архив- это не пыльные папки со старыми документами и снимками, хранящиеся в ящиках музеев, никому не нужные, кроме специалистов. Главное свойство современного архива — это его способность к трансмиссии — передаче.

Сегодня наши личные воспоминания стали общественными, размещаясь не в приватных семейных фотоальбомах, а на публичных страничках в интернет-сетях. Коллективные знания и память давно трансформировались в цифровой формат  (Google). А как же быть с нашей персональной памятью о прошлом — о близких, которых уже нет?

QR-код, отсылающий к фотографии и рассказу о близком ушедшем человеке — это код  дорогого личного воспоминания, которым можно поделиться.  Личная память, сопротивляясь утере, становится частицей коллективной цифровой памяти.

Скачивание фотографии с помощью QR кода  кажется цифровой аналогией проявления классического аналогового  фотоизображения — нечто, казалось бы, навсегда исчезнувшее, вдруг магическим образом возникает снова из ниоткуда, высвечивая призрачное лицо из прошлого.

Конечно, QR код не является универсальным и идеальным способом сохранения и передачи данных  и когда-то — возможно, очень скоро — он исчезнет, уступив свое место более прогрессивному формату. Но кажется очевидным, что данные в цифровую эпоху могут выжить только через постоянную миграцию формы их кодирования в другую. И один из важнейших способов, которыми цифровое (или дигитализированное) изображение продолжает существовать — это его постоянное (даже если и не очень качественное) репродуцирование и передача. Ведь память о ком-то (как и его фотографический образ), жива, пока к ней обращаются, бережно хранят и периодически «извлекают» на свет, давая новую жизнь образам прошлого.

Пожалуйста, нажмите на изображения, чтобы увеличить их.

Reznik_Memory_Code_09 Reznik_Memory_Code_08 Reznik_Memory_Code_07 Reznik_Memory_Code_06

Reznik_Memory_Code_05Reznik_Memory_Code_04 Reznik_Memory_Code_03 Reznik_Memory_Code_02

Reznik_Memory_Code_01

Комментарий к проекту:

Работа над проектом велась достаточно долго — тема нашего курса была «Фотография и наука». У меня получилось больше про связь фотографии и техники. Сначала я без всяких научных «примочек» экспериментировала с QR кодом — просто вставляла вручную портреты людей в каждую клеточку этого кода. Мне понравился результат, но производство одного кода было очень трудоемким. После этого мы решили работать над этим вместе с Денисом Давыдовым (наш творческий союз существует с 2004 года). Денис взял на себя всю техническую часть, написал программу, позволяющую автоматически создавать QR-коды из фотографий. Я предложила разным людям прислать мне краткие аудио-тексты, написанные ими о своих ушедших близких, содержащие краткое и важное воспоминание о них, которым они хотели бы поделиться. Многие  с интересом откликнулись, оказалось, что людям важна любая возможность рассказать о своих родных, поделиться личными воспоминаниями.

В будущем я планирую представить этот проект в двух форматах — на выставке это будет оформлено и подано как графика, небольшого формата, в белом паспарту. И еще я хотела бы сделать книгу — также небольшого размера, состоящую из одних кодов (она не будет представлена на выставке, это отдельный способ дистрибуции проекта). Эти QR коды можно будет считать цифровыми устройствами и только тогда увидеть фотографии.

На защите именно идея с книгой вызвала много вопросов. Многие спрашивали — зачем нужна книга, почему именно такая подача? Для меня ответ очевиден — это позволяет работать на контрасте форматов, ведь книга — очень традиционный объект, отсылающий к прошлому, и, честно говоря, вряд ли кого-то заинтересует том,  наполненный старыми снимками и записями — кроме специалистов, работающих в архиве, конечно.  В сочетании с репрезентацией через новый формат QR кода,  символизирующий идею новых медиа, я работаю с идеей постархива и таким образом чья-то личная память, выходя в публичное пространство, обретает новую жизнь.

Наталья Резник