Мишка Хеннер: современные технологии в документалистике

Via Rigosa- Bologna- Emilia-Romagna- Italy_9_900

Третий финалист Deutsche Borse prize 2013Мишка Хеннер. Мы нашли несколько интересных статей, раскрывающих суть его проекта и личность фотографа, и составили из них один рассказ о талантливом Мишке Хеннере.

Фотограф был номинирован за работу «Ничья земля» (“No Man’s Land”). Проект состоит из изображений проституток на дорогах Италии и Испании. Однако это не снимки, сделанные самим фотографом: он нашел их с помощью сервиса Google «Просмотр улиц» (Google Street View). «Ничья земля» Мишки Хеннера поднимает ряд  актуальных сегодня проблем: торговли телом, понимания современного искусства, роли технологий в жизни общества. Неоднозначный проект вызвал много споров и критических отзывов в фотографическом сообществе, но что об этом думает сам автор, фотограф бельгийского происхождения Мишка Хеннер?

Серия «Ничья земля» создана с помощью довольно нестандартных технологий, однако сам автор не видит в этом ничего необычного. Вот что он рассказал журналисту Port Magazine Алексу Джексону: «Люди проводят онлайн большую часть дня, каждый день. Дома или на работе они будто приклеены к этому, используют поисковые машины, сплетничают, обсуждают… Я применил некоторые из тех же техник, что люди используют каждый день своей жизни, только я сосредоточен на чем-то довольно специфичном». В своей работе Хеннер, по словам самого фотографа, сочетает «существующие камеры, онлайн группы по интересам и одну из тем, связанных с историей фотографии». По его мнению, «возможность объединить эти элементы что-то говорит о культурной и технологической эпохе, в которой мы живем». Хеннер в своих интервью утверждает, что огромное количество изображений непрерывно производится без участия человека, то есть без того, чтобы человек наблюдал объект съемки своими глазами: «Общественная реальность снимается с помощью удаленного устройства, которое делает миллиарды фотографий, их никто никогда не смотрел на них и никак не собирал подобным образом. И вы видите эти изображения только потому, что я собрал их вместе». На взгляд Хеннера, это «весомый аргумент в пользу того, чтобы рассматривать подобные изображения и делать что-то с ними». Как говорит сам фотограф, «проект не только об этих женщинах, но еще о визуальных технологиях… и о том, как при сочетании их с определенной информацией… может появиться альтернативная форма документалистики, что делает этот новый материал полезным для представления текущей ситуации». Питер Брук, журналист из Prison Photography, спросил Хеннера: «Твоя работа говорит о печали одиночества и умирающего воображения в мире киберпространства и социальных сетей?» На что фотограф ответил: «Мне кажется естественным и честным, что я как художник исследую эту киберреальность, а не отрицаю ее существование».

Очень часто Хеннера спрашивают о том, как он относится к критике его творчества. Мишка Хеннер рассказал в беседе с Питером Бруком, что его проект фотографическое сообщество судит по очень ограниченным критериям. Это в итоге приводит к тому, что все обсуждают, этично ли это, приемлемо ли или это просто сенсация. Хеннер не понимает, как это может помочь развитию документальной фотографии. «Я думаю, что люди слишком привязаны к категориям и мыслям о том, что приемлемо. Я работаю с отображениями мира. Сделал их робот или человек, смысл в том, что это больше не важно».

Мишка Хеннер работает с документальной фотографией уже на протяжении многих лет, но сейчас он воспринимает бремя сочувствия, которое ожидают от ограниченного языка документалистики, как отвлекающий внимание фильтр в выражении более сложных реалий. «Жалость имеет хорошо устоявшуюся эстетику, и я просто больше ее не покупаю. Факты сами по себе ужасны, и мне не нужно возвышенное и совершенное изображение чего бы то ни было, чтобы убедиться в этом. В контексте представления уличной проституции стремление к возвышенному кажется мне гораздо более неправильной целью, чем использование «Просмотра улиц»»… Моя мотивация — не заставить вас беспокоиться или переживать, а заставить вас думать».

Фотограф также утверждает, что «перестал верить в шумиху, окружающую документальную фотографию, и начал больше интересоваться тем, как художники работали над изображениями и что они думают о них как о документальном материале».

В своем блоге голландский фотограф Фолкерт ван Дюнне написал, что «эта книга — лучший способ использовать Google Street View для проекта. Шумиха вокруг книги показывает нам, что ты можешь увидеть в чем-либо то, что сам захочешь. Вы поймете это, если почитаете комментарии о книге». Колберг на этот счет пишет, что нам пора отойти от оценивания методов работы Хеннера и принять то, что в некоторых случаях сервис GSV может быть идеальной технологией и принести что-то новое и интересное.

Интересно найденное в журнале Prison Photography сравнение работы Хеннера с серией «Миграция» Паоло Патрици (Paolo Patrizi), чьи фотографии также изображают девушек легкого поведения на обочинах Испании и Италии. Различие проектов состоит в том, что Патрици выходил на улицы и фотографировал девушек, в то время как Хеннер сидел дома, поэтому проект «Миграция», по мнению автора статьи Питера Брука, более приближен к реальности и достоверен.

Как считает Мишка Хеннер, «Миграция» Паоло Патрици, как и «Игра в ожидание» (The Waiting Game) Тксемы Салванса, предлагают более глубокое понимание положения работников секс-индустрии.

Как рассказывает Хеннер, многие обвиняют его в лени, а его проект – в отсутствии исследования темы, считая, что при создании «Ничьей земли» он приложил минимальное количество усилий. Но на самом деле это не так: фотограф искал и изучал множество снимков и создавал свой проект в течение многих месяцев, так как он верит в то, что именно исследовательская работа занимает до 90% времени при создании проекта по документальной фотографии. Хеннер видит проблему в том, что современное фотосообщество судит те или иные работы по весьма ограниченному набору критериев и пока не готово принять что-то новое, необычное, не вписывающееся в традиционные представления о фотоискусстве.

Проект Хеннера уже не в первый раз находит признание у профессионалов фотосообщества. В 2010 году он получил голландскую фотопремию «De Kleine Hans’», и вот как жюри конкурса описывает его: «В своем проекте «Ничья земля» Хеннер использует Google Street View, чтобы отследить женщин, предлагающих секс проезжающим мимо них по дороге. Волнующая тема… Вновь без использования камеры, но с использованием своего интеллекта и глаз… Существует целый новый мир фотографии, который можно открывать. Книги Мишки Хеннера изобретательны. Он открывает огромное пространство для новых возможностей. И не только для себя, но и для всех нас». Однако сам фотограф говорит, что в роли финалиста конкурса Deutche Borse prize ему не совсем уютно: «Все происходит так быстро. Я занимаюсь этим всего несколько лет, поэтому немного страшно, что это привлекло так много внимания».

Сам Хеннер считает, что его работа «действительно захватывающа и достойна внимания». «Ничья земля» может показаться холодным и отстраненным проектом,  даже легким для претворения в жизнь, но на самом деле это не так, он уходит корнями в современную ситуацию. То, что вы считаете его слабой стороной, на самом деле является невозможностью подобраться ближе к объекту съемки, я считаю это сильной стороной работы», — говорит фотограф.

Питер Брук в интервью с Хеннером задал ему вопрос: «Реакция людей на твою работу кажется странной. Если люди настолько обижены, они должны хотеть изменить общество, а не твои изображения, разве не так?»  Фотограф ответил: «Очень часто я нахожу, что красиво сделанные изображения трагедии или травмы стали зоной комфорта, перед которой наша совесть отступает. Это то, что люди ожидают, и мне это не подходит. Когда я думаю о «Ничьей земле», я продолжаю возвращаться к предисловию Оскара Уайльда к «Портрету Дориана Грея»: «Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля. Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ. Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск. И кто раскрывает символ, идет на риск. В сущности, искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Если произведение искусства вызывает споры, — значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное. Пусть критики расходятся во мнениях, — художник остается верен себе».

Перевела с английского и составила текст: Анна Лисина

482total visits,4visits today

0 Comments

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*