Марлен Слейвитс. Найти баланс между концептом и интуицией

Интерьер №28 (99 x 150 см), 2011

Марлен Слейвитс/ Marleen Sleeuwits (Голландия, 1980) получила степень бакалавра в Гаагской королевской академии искусств, после чего училась в магистратуре (фотография) в Академии искусств г. Бреда (2003-2005). Марлен исследует состояние разъединённости, возникающее в найденных ей местах: тупиках офисных зданий, комнатах ожидания или пустых гостиничных коридорах. Не так давно Слейвитс начала сооружать в таких пространствах новое окружение с помощью найденных на месте подручных материалов (доски ламината, клейкая лента, керамическая плитка). Сейчас она живёт и работает в Гааге, её представляет Liefhertje en de Grote Witte Reus, Гаага.

Интервью: Анн-Селин Джагер/ Anne-Celine Jaeger

А.-С.Д.: После бакалавра искусств ты получила степень магистра фотографии в Академии искусств Бреды. Что нового магистратура дала для твоей фотографической практики?

М.С.: Программа бакалавра в Гааге была, главным образом, направлена на изучение коммерческой фотографии. Я многое узнала о технике фотографии и презентации. После окончания учёбы я два года работала рекламным фотографом, но это явно не было занятием, которому мне хотелось посвятить всю свою жизнь. Я поступила в магистратуру в Бреде, чтобы исследовать собственные интересы и работать над личными проектами. Больше всего в Академии мне нравились дискуссии. Каждую неделю несколько студентов выставляли свои последние работы на обсуждение перед группой из других учащихся, учителей и приглашённых преподавателей. Благодаря такому количеству экспертов и мнений я научилась говорить о своей работе, доверять своим идеям и защищать их.

А.-С.Д.: Что в начале тебя привлекло в интерьерах и ощущениях, которые они вызывают?

М.С.: Я начала фотографировать интерьеры в ходе работы над серией об аэропортах, которой начала заниматься, посмотрев документальный фильм о бизнесмене, которому по роду деятельности приходилось путешествовать по всему миру. Большую часть времени он проводил в конференц-центрах или на территории аэропортов. Однажды, проснувшись в очередной гостинице, он понял, что совершенно не может вспомнить, где находится. Вид из окна тоже ни о чём ему не говорил. Чтобы всё выяснить, пришлось заглянуть в ежедневник. Это его переживание показалось мне довольно-таки сюрреалистичным. Оно напомнило мне то чувство, которое я порой сама испытываю в аэропортах или пригородных районах. Я выражала его визуально через снимки, сделанные в разных аэропортах, но в итоге это завело меня в подземные помещения: бесконечные лабиринты движущихся эскалаторов, коридоры и комнаты ожидания. Кажется, будто они спроектированы таким образом, чтобы намеренно дезориентировать людей. Ты полностью теряешь чувство направления, и обычно там нет дневного света, так что невозможно понять, какое в данный момент время суток.

А.-С.Д.: Интерьеры — это типичная тема для фотографии. Как тебе удалось найти свой личный взгляд на пространство?

М.С.: Иногда я месяцами ищу то, что мне нужно, прежде чем вынуть фотоаппарат из сумки. Для меня самый важный элемент заключается в том, что то, каким образом пространство образует единое целое, — понятно не сразу. Там может быть коридор, который, как кажется, ведёт в пустоту, или внезапно делящая комнату на части фальшивая стена. Для меня также важна текстура и цвет. Места, которые я фотографирую, — это в основном тоскливые места (так я их называю). Здания, в которых невозможно находиться из-за освещения, плохого кондиционирования, духоты или холода и т.д. Но мои работы не о том, как ужасны эти места, и не о той ситуации, когда не получается установить связь между собой и пространством, где находишься. Мне нужно, чтобы вы почувствовали себя неравнодушными к этому пространству, так чтобы нельзя было понять, нравится оно вам или, наоборот, отталкивает. Я стараюсь достичь этого эффекта, выбирая пространства с привлекательными яркими цветами, интересной структурой и красивым светом.

А.-С.Д.: В серии «Интерьеры» ты деформируешь и изменяешь пространство свободных офисных зданий, чтобы создавать собственные инсталляции. Ты сразу видишь, чего не достаёт пространству? Как ты работаешь над тем, чтобы понять, что из себя должна представлять инсталляция?

М.С.: Работая с пространством для этой новой серии, обычно я не знаю точно, что хочу сделать, пока не начну. Я не делаю набросков, а скорее экспериментирую с самим помещением и с материалами, которые можно найти в здании: к примеру, изоляционный материал, системы перекрытий, подсветка или ковровое покрытие. Иногда добавляю ещё какие-то вещи, купленные в строительном магазине. Это очень важный период в моей работе. Самостоятельно создавая пространства, я могу полагаться на интуицию и не так сильно зависеть от ожидания определённого результата. По-разному компонуя различные материалы и фотографируя их на маленькую мыльницу, чтобы посмотреть, как это выглядит в 2D, можно узнать очень многое за относительно короткий отрезок времени.  По сравнению с использованием готовой архитектуры, такой способ работы позволяет мне создавать психологически насыщенные пространства, способные передать чувство разъединённости на более личном уровне.

А.-С.Д.: В Голландии сейчас, похоже, немало подающих надежды молодых фотографов. Как ты думаешь, есть ли что-то особенное в устройстве страны и системе обучения, что помогает развиваться талантам?

М.С.: Согласна, в Голландии очень много молодых талантливых фотографов. Многие из них делают замечательные работы и экспериментируют с различными медиумами, совмещая фотографию с видео, скульптурой и инсталляцией. Они ученики многочисленных академий искусств из Гааги, Бреды, Амстердама и Утрехта. Видимо, таланты вдохновляют друг друга и одни способствуют возникновению других.

Ещё один важный элемент: когда-то в Голландии был прекрасный «культурный климат», обстановка для подающих надежды художников. Существовало несколько субсидий и грантов, которые позволяли молодым авторам развиваться. Думаю, это очень важно, ведь чтобы найти свой собственный путь в искусстве, требуется немало времени. К сожалению, источники подобной финансовой помощи в Голландии сейчас стремительно исчезают из-за огромных сокращений бюджета в сфере культуры. Боюсь, что в ближайшем будущем от плодотворной культурной почвы ничего не останется, и выпускникам академий искусств будет очень сложно процветать в дальнейшем.

А.-С.Д.: Ты преподавала фотографию в школе «Фотограм» (Fotogram) в Амстердаме и в «Беельдфабрик» (Beeldfabriek) в Роттердаме. Если бы можно было извлечь из всех твоих лекций единое послание, которое тебе хотелось бы донести до студентов, каким бы оно было?

М.С.: Необходимость найти баланс между концептом и интуицией. В идеале нужно одновременно работать над тем и другим. Студенты бывают очень ранимыми, так что для меня самое важное — способствовать тому, чтобы они делали как можно больше работ, экспериментировали и не думали в рамках каких-либо догм.

А.-С.Д.: Над чем ты сейчас работаешь?

М.С.: Уже больше года я меняю и конструирую пространства. Эта тема для меня еще определенно не закрыта. Теперь я вижу, что текстуры и поверхности занимают всё большее значение в моей работе. В данный момент мне концептуально интересно работать с дешёвыми, искусственными и недолговечными материалами, вроде ламината, плитки или систем перекрытий, потому что они отсылают к местам из моих прошлых работ.

Ещё один план заключается в том, чтобы создать трёхмерную презентацию своей работы. Инсталляции, которые я сооружаю для фотографий, порой сами по себе очень интересны. Я хочу провести эксперимент, выставив их совместно с фотоработами.

Все изображения © Marleen Sleeuwits

Foam Magazine, номер 32 «Талант»

Перевод: Мария Николаева

350total visits,2visits today

0 Comments

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*