Коллекционирование и пожертвование фотографий порождают новые способы работы с историей

Из архива «История в развитии, Уганда».

Интервью с Андреей Стултиенс:  Мариан Нур Гони/ Marian Nur Goni

Источник: Africultures

 

«История в развитии, Уганда»/ «History in Progress Uganda» (HIP) – платформа, основанная и активно поддерживающаяся голландским фотографом/ художником Андреей Стултиенс, которая ставит перед собой задачу найти, сохранить и задокументировать социальные биографии исторических фотографий, которые хранятся в Уганде или связаны с этой страной. Идея проекта состоит в том, чтобы открыть новые пути к изучению истории Уганды, переосмысляя историю в свете фотографий и их контекстуализации.

Это уникальный опыт, который может вдохновить других исследователей на континенте, где проблема состояния (фотографических) архивов имеет действительно важное значение в настоящее время. С чутким вниманием проект HIP относится даже к очень «скромным» фотографиям: намного большее значение имеет то, как, почему, в каком контексте и для кого эти конкретные изображения были сделаны и размножены (или остались в единственном экземпляре), а не «исключительность» формально красивых изображений.

Андреа, не могли бы вы рассказать об этапах вашей деятельности, которые привели вас к разработке и запуску проекта «История в развитии»?

А.С.: В 2001 и 2006 году я навещала свою подругу, с которой мы когда-то жили вместе в студенческом общежитии. Первое, что она сказала, когда мы только познакомились, по крайней мере, насколько я помню: «Я хочу поехать в Африку». В то время я еще не особенно интересовалась этим континентом. Как фотограф, я чувствовала, что мне нужно понимать то, о чем я снимаю, но, с другой стороны, я также хотела видеть потругу там, где она хотела быть. Обе мои поездки  в Уганду, когда я навещала подругу, просто повергли меня в культурный шок. Я должна была думать о каждом своем шаге. После второго визита я подумала, что, возможно, я могла бы использовать там свои фотографические навыки и знания. Не для того, чтобы рассказать что-то об Африке (или, точнее, Уганде), а для того, чтобы попытаться понять природу моего культурного шока, понять то, каким образом я и мое голландское происхождение могут быть связаны с тем, что я испытала.

В 2008 году, когда я приехала в Уганду для подготовки выставки, которая проводилась по итогам первого проекта, над которым я работала вместе со школьниками в Нидерландах и Уганде (они обменивались фотографиями), меня представили Кадду Вассва/ Kaddu Wasswa. Когда я сказала его внуку, фотографу и художнику Артуру Конраду Киситу/ Arthur Conrad Kisitu, что меня разочаровали доступные источники истории Уганды и мне интересно посетить местные архивы и изучить хранящиеся там изображения, он предложил встретиться со своим дедом. Оказалось, что Кадду Вассва подробно документировал свою жизнь. Через неделю после нашего знакомства я начала магистерскую программу по теории фотографии в Лейденском университете. Я закончила ее пару лет спустя с визуальным дипломом под названием «Архив Кадду Вассва, визуальная биография» (1). Во время визита в Уганду для работы над архивом я увидела еще несколько подобных собраний и начала переснимать их. Я знала, что эти цифровые файлы могут предотвратить потерю материала, но понимала, что они не будут иметь большого смысла, просто занимая место на моем жестком диске. Это был бы обычный жесткий диск человека, который не понимает или не задумывается о культуре и прошлом, отраженных на фотографиях и частью которого они являются. Тогда я решила, что мне придется поделиться ими. Отчасти затем, чтобы дать широкой аудитории возможность познакомиться с найденными мною изображениями и стоящими за ними историями, отчасти потому, что о большей части собранного материала попросту не было никакой информации, и я надеялась, что смогу добавить недостающее благодаря людям, которые делятся тем, что знают. После разговора с подругой из Уганды мы решили просто начать делиться фотографиями на Facebook и посмотреть, к чему это нас приведет. После этого мы создали веб-сайт (который все еще не работает так, как мне бы хотелось, чтобы он работал). А через год мы уже проводили первые выставки.

Откуда именно вы берете фотографии? На странице проекта в Facebook мы видим огромное количество изображений, и весьма разнообразных по темам, жанрам, периодам и происхождению. Некоторые похожи на снимки из частных архивов, другие принадлежат архивам официальным.

А.С.: На странице «Истории в развитии» есть фотографии из институциональных архивов, семейных фотоальбомов и личных коллекций. С некоторыми людьми мы связывались сами. Другие находили нас более или менее сами. С кем-то нас знакомили люди, узнавшие о нас на Facebook, или друзья рассказывали об известных им коллекциях.

Например, архив Мусы Катураму/ Musa Katuramu – последнее пополнение нашей коллекции, которое еще нигде не было показано. Я нашла его через своего друга, который случайно оказался рядом с сыном Мусы, когда они вместе ехали на автобусе из Кампалы в Мбарару. Они разговорились, и, когда речь зашла об отце-фотографе, друг рассказал ему о нашем проекте. После этого он дал мне контакты, я позвонила, а остальное уже история и часть моей работы по поиску материала…

Муса Катураму жил с 1917 по 1986 год. Он родился в Торо, учился столярному мастерству в техническом колледже Макерере, а затем стал учителем в средней школе в Мбарара. Но, помимо преподавательской работы, он занимался жилищным строительством, управлял собственной столярной мастерской и у него была камера (по воспоминаниям сына, Kodak Brownie). Он был кем-то вроде местного фотографа в Мбарара, а также снимал свадьбы и другие мероприятия в районе Fort Portal, где он жил. По моим оценкам, в его коллекции около 1500 негативов, почти все размером 6х9 дюймов и сделаны в течение нескольких десятилетий с начала1940-х годов.

После того, как я пересмотрела множество архивов, которые были в беспорядке и хранились не в самых лучших условиях, я действительно была поражена этой коллекцией и ее состоянием. Архив Катураму хранился в двух сухих и темных ящиках в гостиной его сына. С каждым отсканированным негативом я все больше и больше влюбляюсь в эту коллекцию!

Какие цели у вашего проекта? Изменились ли перспективы развития с момента его запуска?

А.С.: Скорее, они расширились. Это же не фиксированная вещь. Я делаю, что могу, и посмотрим, во что это выльется по мере подключения к проекту других людей. Это инструмент исследования, и в контексте глобализации, которая все еще пытаются бороться с тем, что оставил после себя колониализм, мне кажется важным, чтобы любой европейский исследователь, который работает над темой Африки и который пытается понять что-то о ней, мог заниматься этим в атмосфере полной открытости. Именно это я и пытаюсь сделать, показать, чем именно я занимаюсь и с кем конкретно работаю, избегая тайн и скрытых целей.

С какими проблемами Вам пришлось столкнуться при запуске этого проекта? Какие проблемы есть сейчас?

А.С.: «История в развитии» – по-настоящему важный проект для меня, так что я просто работаю над ним. На данный момент мы ищем деньги на развитие сайта / базы данных и исследование отдельных коллекций. Но я очень надеюсь, что проблем не будет слишком много, и что рано или поздно все заработает так, как надо.

Вы показывали фотографии, собранные в рамках вашего проекта, на выставке в Кампале в прошлом году (2). Помогло ли это собрать новую информацию, или, возможно, оцифровать новые архивы?

А.С.: Не особенно. Но это хороший способ «вывести» цифровые файлы обратно на физический, материальный уровень, сделав высококачественные отпечатки, и аудитория, с которой мне удалось пообщаться, восприняла это с большим энтузиазмом. Мы будем продолжать выставляться в различных местах, для разных зрителей, и посмотрим, что произойдет.

Это означает, что все «оригинальные» отпечатки, я имею в виду, те, что были сделаны и отпечатаны с негатива в то время, были утеряны или не сохранились?

А.С.: Оригиналы остаются у владельцев коллекций.

Чрезвычайно богатый опыт вашего проекта может вдохновить и других на этом континенте, где вопрос фотографических архивов, их сохранения и доступности является одинаково важным как для проведения новых исторических исследований, так и для определения отношений между прошлым и настоящим с помощью вновь обретенных инструментов. Поэтому какие-то конкретные технические аспекты проекта могут также представлять интерес: например, сколько людей работает вместе с вами? Какие материальные средства необходимы для выполнения всей этой работы?

А.С.: В течение первого года (с августа 2011 года по сентябрь 2012 г.), я работала над проектом с Руманзи Каноном/ Rumanzi Canon. После года совместной работы он решил, что должен посвятить себя чему-то еще. С тех пор только я занималась проектом и искала финансирование. Мне повезло, что у меня всегда получалось совместить поездки в Уганду с другими проектами, чтобы они хоть в какой-то мере не были такими затратными. Сайт разработал веб-дизайнер из Уганды. Многочисленные угандийские знакомые оказывали огромную моральную поддержку. Наши друзья и посетители страницы проекта в Facebook постоянно советуют посмотреть ту или иную коллекцию. Список уже такой длинный, что мы не можем быстро реагировать на каждое предложение, но когда-нибудь мы обязательно проверим их все.

А сейчас я, вместе с архитектором из Уганды, размышляю о более или менее постоянном и доступном для общественности помещении для проекта, но это, конечно, планы на далекое будущее. Антрополог Ричард Воукс/ Richard Vokes, который также уже давно увлечен Угандой, присоединился к проекту. Вместе мы пытаемся развивать его в качестве исследовательской платформы и будем сотрудничать в этом направлении с Институтом сохранения и восстановления наследия университета Макерере в Кампале и, возможно, с другими подобными учреждениями Уганды.

Несмотря на то, что сейчас частные фотоархивы рассматриваются как возможный источник знаний, эти фотографии все же остаются прочно связаны с сокровенными воспоминаниями и личными моментами: ведение переговоров о возможности получить к ним всесторонний доступ может оказаться непростым делом, особенно если инициатива исходит извне. Выставление этих исторических фотографий в интернете — это следующий шаг, который даже для Европы достаточно необычен. Полагаю, Вам удалось установить доверительные отношения с владельцами этих архивов, и ваши собеседники полностью понимают и разделяют интересы проекта и действительно готовы использовать все те новые возможности, которые предоставляет интернет?

А.С.: Так и есть. Или, по крайней мере, я надеюсь на это. Я уже говорила, что стараюсь быть как можно более открытой. Я говорю им, что считаю важным поделиться их материалом, чтобы дополнить историю. Если они не согласны на публикацию материала или готовы показать архив лишь частично – это тоже, конечно, нормально.

Помимо документации отдельных изображений, того, что было зафиксировано и запечатлено, не собираетесь ли вы описать эту фотографическую работу как единое целое? Вы уже собрали достаточно информации, чтобы восстановить историю и поместить собранные фотографии в более широкий контекст?

А.С.: Некоторые фотографии уже получили достаточно контекстуализации через HIP. Некоторые авторы были признаны и названы. Некоторые события были раскрыты более широко. О множестве других так ничего и неизвестно, но то, что они оцифрованы, дает шанс раскрыть их историю тоже. Теперь легко поделиться ими, показать другим на I-Pad или сделать отпечатки. Опять же, надеюсь, что как только мы получим финансирование для дальнейших исследований, проект продолжит развиваться и станет полезным и широкой общественности, и педантичным исследователям. Сама я планирую сосредоточиться на возможностях повествования, основанного на отношении биографической документации и коллективной памяти Уганды, в арт докторской диссертации (artistic PhD), работу над которой я веду в Лейденском университете в Нидерландах.

1. Эта работа была опубликована: Архив Кадду Вассва, Андреа Стултиенс, Артур Киситу и Кадду Вассва (редакторы/фотографы), Роттердам, Post Editions, 2010, 256 страниц.
2. Выставка проходила с 25 августа по 7 сентября 2012 года в МишМаш (Кампала).

Перевод с английского на русский: Ксения Салтанова

Переведено и опубликовано с разрешения Андреи Стултиенс

 

417total visits,3visits today

0 Comments

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*