Как создавать реальность — мнение Фредерика Пекелсена

Erwin Olaf

Правда и ложь, естественное состояние и искусственное — то, что отличается друг от друга, как день и ночь. Обычно эта разница очевидна, но, когда дело доходит до фотографии, эти понятия становится все сложнее разделить. Не только из-за огромного провала между этими крайностями, но также из-за чего-то более важного в самой фотографии. Способен ли фотоаппарат в первую очередь отображать реальность? Что реально и где можно провести линию между действительностью и чем-то ненастоящим?

Когда мы видим что-либо интригующее и любопытное, будь то пейзаж, улыбка или ситуация, мы часто хватаемся за камеру и пытаемся поймать момент, который мы хотим сохранить. Когда мы смотрим невооруженным взглядом и через видоискатель, мы, казалось бы, видим одно и то же, здесь нет ничего добавленного или убранного, все так, как есть на самом деле. И если посмотреть на этот вопрос с такой точки зрения, возможно согласиться с тем, что камера — это всего лишь безобидное представление реальности.

Однако, на самом деле, вопрос о возможностях камеры отразить действительность гораздо сложнее. Начиная с простого факта, что фотоаппарат может показать только небольшой квадратик реальности в видоискателе, в то время как за этой рамкой есть гораздо большее. Возможно, наиболее важно здесь то, что камера не может работать сама по себе, ей необходим партнер — фотограф. Этот партнер является именно тем, кто выбирает, что именно окажется в этой рамке из целого мира перед глазами. И сам факт «выбора» говорит многое о предмете снимка. Кадрирование, выбор угла, приближение и отдаление — все это добавляет смысла изображению, но убирает нетронутую, девственную реальность из фотографии.

Идея, которая это подтверждает, состоит в том, что многие фотографы считают себя творческими художниками, а не всего лишь объективными наблюдателями. Это дает фотографу уверенное чувство самоопределения и власти, что позволяет ему устанавливать, какие фрагменты  реальности могут быть замаскированы или наоборот преувеличены, когда происходит съемка. И это не было бы проблемой, если бы мы могли воспринимать фотографию только как форму искусства. Но опасность фотографии состоит в том, что мы, зрители, готовы поверить тому, что мы видим на снимках. Мы верим этим изображениям, потому что они так похожи на мир вокруг нас. Мы понимаем, что на фотографии женщина, мужчина, море, лошадь… И хотя мы можем очень хорошо осознавать, что снимок может быть не «реальным», а постановочным, особым образом обрезанным, мы чаще верим своим глазам, чем своему сознанию. Довольно сложно отличить то, что мы видим, от того, что мы знаем.

Классическим примером может послужить использование фотографии в коммерческих целях, результатом которого является влияние на наш современный идеал красоты. Мы видим безупречных мужчин и женщин в их роскошных домах, с их великолепными друзьями, которые выглядят как будто их жизнь идеальна. И снова, хотя мы знаем, что эти изображения коммерческие, мы чувствуем связь с ними и иногда даже пытаемся жить их жизнью. Быть как люди из рекламы — эта цель дает нам определенный статус, который нам никогда не достигнуть, будучи самими собой. Фотография использует наши мечты, идеалы, страсти, чтобы продавать нам вещи. Она даже может формировать наши желания. Как сказала Диана Вриланд, главный редактор журнала Harper’s Bazaar: «Дайте им то, о чем они и не подозревали, что они этого хотят».

И вот, если мы скажем об основных способностях камеры, таких, как зум, кадрирование и выбор угла, мы уже поймем, что фотография не отражает реальность. Но в то же время уникальные возможности фотографии, используемые для формирования посланий, вроде коммерческих, могут вводить нас в заблуждение. В результате этого, красивое изображение подавляет собой то, что мы ценим простую прелесть реальной жизни.

Что до вопроса, отражает ли камера реальность или нет, ответ должен быть прост: фотоаппарат перестает иметь что-то общее с реальностью в момент, когда человек прикасается к устройству. Фотография никогда не станет свободной от мнения того, кто ее создает, и это отражается в очень хрупких взаимоотношениях между фотографией и реальностью.

Фотографии Эрвина Олафа

Оригинальный текст: http://www.gupmagazine.com/blog/132-to-create-reality

Перевод: Анна Лисина

582total visits,5visits today

0 Comments

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*