Интервью с куратором A Great Sum (In Parts) Юлией Спиридоновой

14600784_1264882100209731_1988759535_o

Ариэль Голдберг, из диалога с Кэти Кляйн

9 октября завершает работу выставка «A Great Sum (In Parts)» в галерее OSNOVA, под кураторством Юлии Спиридоновой. Участие в подготовке принимали Бен Альпер / Ben Alper и Нат Уорд / Nat Ward, основатели платформы A New Nothing — интернет-проекта для непрерывного визуального разговора между фотографами. Цель платформы — «сделать изображения полностью независимым средством коммуникации». Журнал Ф. поговорил с Юлией о языке современной фотографии, «красивых трупах» и о том, каково быть куратором.

 

Почему основным принципом отбора работ был выбран диалог? И диалог кого с кем или чего с чем происходит?

Ю.С.: Мне кажется, нужно начать рассказ с того, как я пришла к тому, чтобы попробовать себя в роли куратора. Я несколько раз консультировала своего друга арт-дилера на предмет молодых талантливых фотографов за океаном. Так как я училась сначала в Йеле, потом в Бостоне, в Массачусетском Колледже искусств и Дизайна, я знаю много классных ребят из этой тусовки. В какой-то момент друг попросил меня составить выставку из тех фотографов, которые мне нравятся и о которых здесь известно мало.

Я долго крутила в голове разные списки и думала, кого выбрать, чтобы никого не забыть и при этом найти общую нить. Мне казалось неправильным просто показать самых известных ребят, казалось, что их, наверное, уже и так многие видели. Хотелось показать фотографов, о которых здесь не говорили. В какой-то момент мне пришла в голову идея собрать выставку из участников комьюнити A New Nothing. A New Nothing — это платформа для визуальных диалогов, созданная Беном Альпером и Натом Уордом. Я предложила Бену и Нату сделать проект вместе. Чтобы развить основную идею сайта, построенного на диалогах, мы решили возвести этот принцип в квадрат. Так мы обменивались диптихами из разных диалогов на протяжении нескольких месяцев. Именно этот диалог трех кураторов представлен на выставке A Great Sum (In Parts) в галерее OSNOVA сейчас.

А о чём этот диалог?

Ю.С.: Меня как куратора привлекал тот факт, что фотографы обменивались картинками без какого-либо привнесенного смысла, все построено исключительно на визуальной составляющей. Участникам предлагается двигаться в потоке изображений и наблюдать смену или развитие довольно широкого спектра тем и визуальных паттернов. Эта идея кажется мне простой и крайне актуальной, она экстраполирует и имитирует беспорядочное потребление фотографий в социальных сетях, с одной стороны. С другой — современная художественная фотография как жанр, по моему скромному мнению, претерпевает изменения, большинство авторов сталкиваются с проблемой артикуляции своих идей в то время, как доступность цифрового изображения позволяет им непрерывно находиться в ситуации выуживания смыслов из нескончаемого потока визуальной информации на жестких дисках, в онлайн дата хранилищах или интернете. Отказ от попытки создать смысл и обращении к «новому ничто» освобождает от обязанности рассказывать историю. Как говорят Бен и Нат, идея была вдохновлена игрой сюрреалистов «красивый труп», где каждый следующий участник дорисовывает что-то на общем листе, запутывая и искажая первоначальную идею рисунка. В моей школьной практике это очень напоминает игру в сломанный телефон.

С точки зрения куратора, отсутствие авторской интенции у фотографов позволяет говорить о своего рода «новой документальности». Все фотографии были сделаны в пространстве сегодняшнего дня, они производят рутину повседневности максимально современным визуальным языком. Транслируемый взгляд максимально соответствует нашему восприятию. Для меня «диалог» именно об этом — о современном языке и мироощущении.

A_Great_Sum_In_Parts_11-1236-700-450-80

© Osnova gallery

 Если я правильно понимаю, это твой первый кураторский проект. В чем для тебя интерес перехода от практики фотографа к кураторской позиции?

Ю.С.: Кураторская практика по методике очень близка к работе по составлению художественной серии. Мне было интересно поработать с чужими изображениями и еще более важным был опыт работы в команде. Мне кажется, что современная фотография в принципе представляет собой бессмысленный непрекращающийся поток, и именно это меня интриговало как куратора — постараться проследить направление течения этой реки, показать её широту.

Что делает куратор? В чём его функция и в чём задача? А в чём свобода и сложность, если ты можешь нащупать обе эти составляющие, если изначально ты сам очень хорошо понимаешь позицию за камерой?

Ю.С.: Основной задачей для меня было найти точку входа в этот самый поток. Ответить на вопрос, почему именно эти авторы, каким образом мы смогли выделить их как группу, оставив за скобками других. И здесь работа с A New Nothing для моего личного выбора стала ключевым моментом. Мне было интересно посмотреть на срез сообщества в целом, нежели рассказывать про творчество каждого конкретного участника. Мне кажется важным изучить связи и отсылки, потому что многие из ребят напрямую или опосредованно влияют на творчество друг друга. Именно поэтому A New Nothing интересен как феномен, позволяющий нам осуществить вход в неизвестное пространство, которое лично я определяю с большой степенью условности как современная американская фотография. И именно на примере участников A Great Sum (In Parts), как мне кажется, мы можем говорить о специфике феномена в целом. По крайней мере так я сформулировала для себя задачу куратора.

Способно ли одно выбранное изображение сказать о сфере интересов автора? Соответствуют ли представленные работы визуальному языку каждого из 30 выбранных тобой авторов?

Ю.С.: Я еще раз хочу подчеркнуть, что в рамках выставки мне важно говорить о языке современной фотографии в целом. Попробовать сформулировать специфику и основные свойства современного языка на примере довольно большой и разнообразной выборки. Каждый из участников безусловно талантлив и уникален, но в силу того, что здесь мы часто видим работы, которые фотографы не включают в свои основные проекты, мы наблюдаем чистый язык, отдельные слова, вместо сложного законченного повествования, уводящего нас в сторону от разговора о собственно языке.

 Расскажи немного о сайте/проекте A New Nothing — что это за инициатива, чем она является для организаторов и для участников? Что это за способ групповой самоорганизации и насколько он актуален сегодня?

Ю.С.: Я узнала о сайте A New Nothing, потому что многие мои бывшие одноклассники и преподаватели из Массачусетского Колледжа Искусств и Дизайна регулярно делились результатами своих диалогов на Facebook. Мне было интересно наблюдать за их диалогами и следить за тем, как развивается их художественная практика параллельно этой истории; позднее мы начали вести диалог с Марго Овчаренко. Мне нравится, что сайту свойственна своего рода playfulness (игривость). Мне кажется, что эти диалоги между фотографами позволяют им формулировать себя и осознавать контекст, видеть, что параллельно делают другие, находить новых друзей, возможно. Классно же посмотреть на то, как мэтры вроде Марка Штейнметца / Mark Steinmetz и Ирины Розовски обмениваются видео с мобильных телефонов, например.

A_Great_Sum_In_Parts_8-1235-700-450-80

© Osnova gallery

Рассматривая изображения, переход от одного к другому, постепенно открываешь базовый принцип их перетекания: элементы визуальной конструкции и поверхности изображения, всё видимое поле как естественный строительный элемент любой фотографии. Не кажется ли тебе, что эта связь не дает зрителю выйти за рамки изображения, заставляет его определить составляющие снимка, не двигаясь за пределы рассматриваемой поверхности? Этого ли эффекта ты пыталась добиться?

Ю.С.: Мне кажется, что отчасти то, о чем ты говоришь, справедливо. Любое изображение можно разложить на составляющие. Именно усложнение, а не упрощение и происходит в серии. И то, что мы наблюдаем на выставке, по-моему, показывает как раз эту серийность, или, как модно сейчас об этом говорить, сериальность. С другой стороны, мы видим настолько сломанную логику, что ответить на вопрос о нарративе невозможно. Этот эффект погружает нас непосредственно в изображение.

Что мы можем понять об американской фотографии по этой выставке? Если обратиться к составной части названия выставки — понятию «новый» — звучит ли оно как отказ от предыдущих традиций или как их обновление? Или мы можем наблюдать обе стратегии — преемственность и утверждение нового?

Ю.С.: Название выставки A Great Sum (In Parts) не переводимо на русский язык в смысловом плане, поэтому после долгих обсуждений мы решили оставить оригинальное английское название. Однако, если просто перевести слова из названия по отдельности, то мы получим что-то вроде «великое множество (в частях)». Мне кажется, что ровно этот несуразный и грамматически неверный набор слов является лаконичной формулой кураторской идеи. Идеи, заключающейся в том, что мы рассматриваем множество, группу художников как некий биологический вид. У этой группы безусловно есть более или менее условные характеристики, которые как раз составляют сущность группы. Например, мне кажется интересным, что многие фотографов, которые участвуют в выставке, снимают на пленку, часто пленку большого или среднего формата — это мы можем легко увидеть по цветовой палитре. С другой стороны, мы видим своего рода диапазон — например, в экспозиции присутствуют и цифровые коллажи. И именно свобода перехода от одного изображения к другому через исключительно визуальные связи, то есть через диалог трех кураторов, позволяет выстроить легкую и одновременно емкую экспозицию.

Фото обложки: Alexander Binder, (A new nothing)

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

2821total visits,9visits today

0 Comments

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*