Интервью с Кристиной де Миддэл

4

Deutsche Börse Photography Prize — награда современным фотографам со всего мира, которые сделали наиболее значительный вклад в европейскую фотографию за последний год, существующая уже семнадцать лет. В 2013 жюри отметило Кристину де Миддэл, Криса Киллипа, Мишку Хеннера и совместный проект Адама Брумберга с Оливером Чанарином. Их работы будут продемонстрированы на выставке в The Photographers’ Gallery весной 2013, а также презентованы в штаб-квартире Deutsche Börse во Франкфурте и в C/O Berlin, центре фотографии в Берлине.

Журнал «Ф.» публикует серию статей об отмеченных премией фотографах, и первая из них — интервью с Кристиной де Миддэл, чей проект «Афронавты» мы уже освещали раньше.

 

Интервью с Кристиной де Миддэл (журнал «GUP«)

Кристина де Миддэл — испанский фотограф. Она живет и работает в Лондоне и последние 10 лет занимается документальной фотографией и фотожурналистикой для различных газет по всему миру. Ее самостоятельно изданная книга «Афронавты» была неоднозначно воспринята критиками и публикой, благодаря чему оказалась в топе выдающихся фотокниг и сейчас ее практически невозможно найти. Кристина де Миддл также является одним из шести финалистов Deutsche Börse Photography Prize 2013.

В апреле 2012 Де Миддэл представила еще одну свою работу на  Slideluck Potshow London. Она называется «Сделано в» («Made In») и обращена к теме экономической мощи Китая.  В ней запечатлена китайская молодежь, их привычки и ежедневные заботы. Фотограф дала интервью директору Slideluck Марии Терезе Салвати.

 

Мария Тереза Салвати: «Сделано в» («Made In») — мультимедиа проект, сочетающий в себе фотографии квадратного формата с музыкой и видео, чтобы отразить социальное и психологической состояние поставленного в тупик поколения китайцев. Что в китайской культуре тебя привлекло и какую цель ты себе ставила, когда снимала, а затем объединяла все части этого проекта?

Кристина де Миддэл: Я поехала в Китай не из любопытства. Мне просто выпал шанс провести там несколько недель, а я как раз думала, как выбраться из рутины. Мне не нравится превращать свои снимки в личный дневник, но в этом случае я действительно нуждалась в том, чтобы заново раскрыть радость фотографии после многих лет фотожурналистики, поэтому я просто позволила себе действовать и снимать все вокруг. Честно говоря, тогда я даже не задумывалась над какой-то определенной идеей, а просто снимала. Потом, когда я вернулась домой, то поняла, что запечатлела особое, недоступное для перевода культурное чувство, и искала людей, которые могли бы чувствовать так же, как я, то есть китайских тинейджеров.

 

«Сделано в» — это законченный проект или ты собираешься расширить его или, может, изменить, используя другой формат?

Мультимедиа было придумано для платформы в Испании, которая организует проекты в Сивилье. Они попросили меня сделать что-то, и я подумала, что это хороший способ попытаться внести немного порядка в хаотичный архив из Китая, дожидающийся меня в шкафу. Это незаконченный проект, я сейчас работаю над более подходящей формой для него… над книгой.

 

Ты развила свой особый стиль — говорить на серьезные темы с юмором. Ты сознательно избегаешь основного принципа документализма быть «правдивым и объективным»?

Я не думаю, что это нечто сознательное, это необдуманное решение, насколько я себя знаю. Я снимаю ради удовольствия. Когда я это делаю, моя личность и способ восприятия людей и вещей более понятны и ясны, чем когда я играю «серьезного и ответственного профессионала». Я не могу не видеть смешную сторону вещей и просто не верю больше в строгую ценность фотографии как документа. Это началось еще тогда, когда я начала чаще запечатлевать на снимках свой взгляд на вещи, чем настоящие предметы, и именно в этом виртуальной пространстве я чувствую себя как дома.

 

Как ты выбираешь темы, которые хочешь раскрыть? И как ты видишь свой шутливый и яркий стиль применимым в документальной фотографии?

Обычно я работаю одновременно над несколькими темами. «Сделано в» — ясный пример этого, так как только что, после двух лет, я нашла решение, которое я искала. Обычно я стараюсь быть в курсе множества неоднозначных новостей и странных событий по всему миру. Я буквально отслеживаю их историю и складываю в папку «Будущие проекты». Кроме того, я читаю много «стандартных» газет и обращаюсь, может, слишком много, к фильмам… Моя работа — это комбинация этих двух исследовательских линий, которых я придерживаюсь. Лучше, пожалуй, не использовать слово «исследование», заменим его на «увлечение», «страсть».

Что касается шутливого и яркого стиля, я считаю, что это все взаимодействует друг с другом. Я хочу как можно больше поделиться своим мировосприятием в фотографиях, и то, что я делаю, это всего лишь изменение реальности и фильтрование ее с целью сделать более фантастичной и невероятной. Камера позволяет играть, но мы забыли большинство игр в течение этого Документального крестового похода, которым жили последние сто лет.

 

Твои работы сравнивают с работами Хоана Фонткуберты (испанский концептуальный художник и фотограф, один из членов жюри Deutsche Börse Photography Prize 2013  — прим. Журнал «Ф.»), который также исследовал отношения между фотографией и действительностью на своем собственном юмористическом языке. Ты видишь какие-то сходства с ним в методах или результатах работы? Или как они отличаются?

О, это каверзный вопрос! Я, конечно, восхищаюсь работами Фонткуберты и уверена, что он один из наиболее вдохновляющих и гениальных фотографов на сегодняшний день. Я считаю, что мы, возможно, разделяем тангенциальный, отклоняющийся подход к реальности и похожее фантастическое чувство юмора, но он в сотни раз более опытный фотограф, чем я. Я всего лишь нашла собственный способ быть честной со своей работой и по-настоящему наслаждаюсь этим, потому что я чувствую, что начинаю все заново с помощью собственных глаз.

Кроме того, у нас абсолютно разные истоки, но, может, мы придем к общему заключению в конце. Фонткуберта берет начало в индустрии рекламы, которая бессознательно руководит изображением, чтобы сделать продукт более привлекательным и увеличить продажи. Я же иду от журналистики, которая тайно манипулирует реальностью, чтобы сделать ее более «подходящей» и усилить иллюзию безопасности, угрозы или кризиса в глазах общественности. В обоих случаях не избежать споров, а с чувством юмора все становится проще.

 

В 2012 ты опубликовала «Афронавтов», и они мгновенно стали бестселлером. Можешь объяснить, как так произошло? Ты ожидаешь подобного от проекта «Сделано в»? Почему?

Я не уверена, что «Сделано в» повторит успех «Афронавтов», и даже если бы я хотела этого, это было бы невозможно. Я все еще не понимаю, что произошло с той книгой, честно говоря. Это было одним из самых невероятных и эмоциональных событий в моей жизни, и я продолжаю учиться каждый день, узнаю больше о рынке и о себе, особенно после более 30 интервью!

Единственное, что я могу сейчас делать — это работать с тем вдохновением, которое у меня было, когда я снимала «Афронавтов». Именно оно позволяет мне делать все так, как, по моему мнению, это должно быть, и продолжать работать. Обычно я очень продуктивна, но в последние месяцы мне пришлось сменить ритм и заморозить несколько проектов, которые я уже начала. Мне кажется, что я придумала интересное и глубокое решение для серии «Сделано в». Этот момент — «Эврика!» — был у меня и пару недель назад.

 

Что следующее у Кристины де Миддэл? Чего нам ожидать от твоих следующих проектов?

В этом году я очень занята — у меня 10 программных выставок и множество лекций и мастер-классов, поэтому главная задача для меня — это выжить! Я собираюсь опубликовать еще две книги в этом году и начать два новых проекта, которые я задумала. Я не могу рассказать больше, во-первых, потому что это будет все равно что назвать решение загадки, а во-вторых, потому что я не уверена, что выживу!

Перевод Лисиной Анны.

Оригинальный текст — an-interview-with-cristina-de-middel.