Фотография — противоядие от потребительства

Ханс Аарсман, 1236 негативов из 1980х, выброшены 19 августа 2004

В 1988 году, когда снесли дом, в котором жил голландский фотожурналист Ханс Аарсман/  Hans Aarsman (Амстердам, Голландия, 1951), он купил себе фургон и целый год путешествовал по Голландии. Каждую неделю одна из его фотографий вместе с заметкой в стиле дорожного дневника публиковалась в голландской газете «Trouw». В итоге эта смесь из отстранённых фотографий и личных размышлений на тему фотоискусства и собственной жизни стала основой легендарной на сегодняшний день книги «Голландские пейзажи»/ «Hollandse Tafeleren» (издательство «Fragment Publishers», 1989). В 1993 году была издана новая книга «Амстердам Аарсмана»/ «Aarsman’s Amsterdam», вновь составленная из личных заметок и снимков в том же отрешённом стиле, но на этот раз вдохновлённая городом, где родился автор.

В 1994 Ханс перестал заниматься фотографией. Он продал свои фотоаппараты и занялся исключительно писательским творчеством. Он написал роман и несколько пьес, среди которых был монолог, основанный на событиях жизни Гарри Виногранда. С тех пор появилось и несколько новых фотокниг: в основном с собранными Аарсманом фотографиями, но иногда и вместе с его собственными работами. К примеру, автобиографическая публикация «Vrrooom! Vrrooom!» (2003). В книге представлены сделанные Аарсманом фотографии автомобилей, изображения из разных других источников и данные анализов транспортных потоков и исследований в сфере автомобильного рынка.

Аарсман является со-основателем «Полезной фотографии»/ «Useful Photography» (вместе с Эриком Кессельсом/ Erik Kessels, Джулианом Жерменом/ Julian Germain, Хансом ван дер Меером/ Hans van der Meer и Клаудией де Клеен/ Claudie de Cleen), журнала о фотографии без претензий. Анонимные фотографии из рекламных каталогов, инструкций, с упаковок и из учебников — снимки, которые мы видим каждый день, порой даже не замечая этого. Изъяв их из первоначального контекста и поместив в отдельный «журнал», можно получить интересный результат. В 2005 году посвящённая «Полезной фотографии» лекция Аарсмана наделала много шума на ежегодном французском фото-фестивале «Rencontres d’Arles Photographie».

Аарсман живёт в Амстердаме и на момент публикации материала зимой 2007 года в номере «В поиске»/ «Searching» Foam Magazine являлся автором еженедельной колонки в ежедневной голландской газете «de Volkskrant». В своей рубрике он выбирал одну из многочисленных фотографий, которые каждый день присылают в редакцию газеты, и комментировал её. Его заметки, полные умения увидеть и «прочесть» снимок, в прошлом году были опубликованы издательством «Nai Publishers» в книге «Коллекция Аарсмана»/ «De Aarsman Collectie». Аарсман также вел онлайн-рубрику «Koekerd» на посвящённом фотографии голландском сайте www.photoq.nl

 

ФОТОГРАФИЯ — ПРОТИВОЯДИЕ ОТ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА

Текст Ханса Аарсмана

Просто статуэтки на столе. Может быть, есть что-то особенное в освещении, но в остальном — это обычные снимки. Моя мать сделала эти фигурки много лет назад, проходя трудовую терапию. «Хорошая фигурка,» — говорил ей я, когда она показывала мне своё очередное творение. «Хочешь?» — спрашивала она. Я кивал головой. Я был рад, что она нашла себе занятие по душе.

В 2000 году она скончалась. Она сделала всего шесть статуэток и все шесть подарила мне. Они нашли своё место на кухне, рядом с банками для специй. Потом я переехал в дом поменьше. Собирая вещи, я был поражен тем, как много всего у меня скопилось за годы. Всему этому не поместиться в новый дом. Когда я взял мамины фигурки, чтобы сложить в коробку, я засомневался. Нужно ли брать их с собой? Я держал их над мусорной корзиной, но не мог разжать пальцев. Выбросить вещи, сделанные руками матери, означало бы предать память о ней. Так что вначале я сфотографировал их. Это помогло: угрызения совести отступили, и фигурки отправились к остальному хламу.

Как часто случается так, что ты уходишь из магазина, так и не сделав покупку? Ты думаешь: вот это неплохая вещь, удобная, я бы от такой не отказался. Могу ли я себе это позволить? Может, пока оставить, а завтра посмотрим. Но потом ты приходишь домой и жалеешь, что не купил её сразу же. Да, она действительно была бы очень полезной или красивой или забавной. Вскоре ты начинаешь думать: она мне необходима! И беспокойство нарастает. На следующий день ты спешишь в магазин. Да, она всё ещё там. Ты с облегчением достаёшь кошелёк. Дома ты разворачиваешь покупку, любуешься ей, слушаешь или читаешь её. Здорово, — думаешь ты, — красиво. Ты показываешь приобретение любимому человеку или друзьям. Классная вещь, правда ведь? Да, очаровательная. Потом для неё находится место на каком-нибудь предмете мебели, на подоконнике, столе или полке. Где ей отведена та же участь, что и прочему имуществу: покрываться пылью времени.

В 1982 году я купил свою первую машину, новый Golf Diesel. Это была самая дорогая вещь, которую я когда-либо покупал. И единственная вещь, которая хранилась за пределами моего дома. Странное дело: даже велосипед хранится внутри. Но машина, этот дорогостоящий символ ваших стремлений и финансовых возможностей, остаётся снаружи.

Машина — это удобно, так все говорят. С машиной можно в любое время отправиться, куда угодно. Но за такую свободу надо платить. Чтобы иметь машину, нужно работать как минимум несколько дней в месяц. Стоит ли это того? Зависит, какой работой заниматься. В середине 1990-х, когда мой заработок стал ниже из-за того, что я хотел меньше фотографировать и больше писать, я продал свой маленький Golf.

Иногда я вспоминаю о той машине. Я представляю себе, что снова еду в ней. В продаже всё ещё есть хорошие экземпляры. Взгляните только на этот дизайн, это же просто коробка, но с такими плавными линиями. Такая простая, такая элегантная. Эти две маленькие круглые фары. Вы когда-нибудь слышали звук её двигателя? То были первые компактные дизельные двигатели, с таким приятным рычанием. Никакой электроники, окна открывались и закрывались вручную. Ничего не могло сломаться.

О, это желание обладать чем-то, как держать себя в руках? Опыт со статуэтками моей матери показал мне, как легко я могу расставаться с вещами, сфотографировав их. Предположим, в таком случае я мог бы фотографировать предметы предварительно, до того как покупать? Помогло бы это обуздать моё непреодолимое желание обладать ими? Ты замечаешь в витрине что-то, что тебе хочется, спускаешь затвор и идёшь себе дальше. Конечно, вначале придётся приобрести фотоаппарат. Но после можно ограничить себя снимками. Альбомы, полные фотографий невоплощённых желаний. Или парочка CD-дисков. Или, ещё лучше, DVD. Сколько же снимков туда вместится! Покупка чего-либо будет заменена Jpeg файлом в 500 килобайт. На DVD в 4.7 гигабайта поместится почти 10 000 таких картинок. Вот чем действительно стоит владеть!

Можно показывать снимки друзьям. Смотрите, что я хотел было купить.

Да нет, серьёзно, тебе правда нравится этот маленький Golf?

Что? Не нравится?! Но посмотри же на дизайн — почти коробка, но линии такие плавные. Ты когда-нибудь слышал этот мотор?

Тот же разговор, как если бы ты на самом деле купил эту машину.

Каким был бы мир, если бы мы могли контролировать своё неутомимое стремление обладать вещами? На улицах было бы полно места для парковки, не правда ли?  За кружевными занавесками скрывались бы пустые подоконники. Не считая стопки альбомов в углу. Фотоальбомы вместо всех этих предметов. Миллионы и триллионы фотоальбомов по всему миру.

Если вы думаете, что это просто глупая фантазия, то вы не одиноки. Люди во всём мире скупают всё больше и больше. На телевидении и в журналах шоппинг предстает как путь к счастью. Когда спрашиваешь детей, что им нравится делать, они отвечают: ходить по магазинам. Невероятно. Знаменитостей фотографируют за шоппингом, в интервью у них спрашивают, на что и где они тратят деньги. Чувство скуки и меланхолии очевидно, и всё же мир считает себя обязанным идти и покупать, тратить деньги.

Засосёт ли нас чёрная дыра, если мы перестанем делать покупки? Или мы уже находимся в ней? Как бы там ни было, шоппингом не заполнить эту бездонную пропасть. Может быть, на какое-то время. Но не успел ты покинуть магазин, а чувство пустоты уже снова гложет тебя. Приходится снова что-то покупать — порочный круг потребительства. Целью жизни становится коллекционирование хлама.

Что есть культура, как ни общая вера в нечто, что наполняет жизнь смыслом? Что есть искусство, как ни указатель на те скрытые тенденции, что двигаются в вечно меняющемся мире? Большая часть убогости в мире есть результат заблуждения, что счастье можно купить за деньги. Давление и эксплуатация родом оттуда же. Пусть искусство оказывает сопротивление. Пусть искусство перестанет быть средством для коммерческих интересов. А если искусство не может этого сделать, поскольку его интересы слишком тесно связаны с интересами коммерции, то мы сделаем это сами.  В конце концов, сегодня у каждого в телефоне есть фотокамера.

 

БЕСПЛАТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОТ ХАНСА ААРСМАНА

В 2006 году Ханс Аарсман вызвал бурные обсуждения в фотографическом сообществе Голландии, представив свои работы на сайте Нидерландского музея фотографии в Роттердаме для бесплатного скачивания. В доступе было 99 фотографий, включая практически все снимки из «Голландских пейзажей»/ «Hollandse Taferelen» и «Амстердама Аарсмана»/ «Aarsman’s Amsterdam» и некоторые фотографии из других проектов.

Получив эти снимки, Нидерландский музей фотографии начал вести новую политику пополнения своей коллекции, фокусируясь на приобретении завершённых и обладающих определённой значимостью голландских фотопроектов, а не на отдельных фотографиях. В переговорах с музеем Аарсман настоял на том, чтобы его фотографии бесплатно предоставлялись любому желающему. Таким образом, с мая 2006 частные лица могли скачивать его работы через сайт музея и самостоятельно распечатывать их в формате, не превышающем А3.

Аарсман разместил на сайте специальное предложение относительно своей фотографии «Жилье»/ «Waterhuizen» (одного из самых известных снимков «Голландских пейзажей»): каждый желающий мог прислать в музей два отпечатка  этого снимка и получить один из них обратно уже с автографом автора.  Второй же снимок оставался частью запланированной на будущее выставки в Нидерландском музее фотографии вместе с другими присланными отпечатками разного качества, формата и цвета.

Таким образом, Ханс Аарсман хотел положить начало серьёзной дискуссии на тему, названную им «арт-активирование фотографии»[1]. Свойство фотографии в том, что её невероятно легко воспроизвести, и Аарсману всегда было сложно принять концепцию продажи своих снимков в неестественным образом ограниченном количестве экземпляров. «Нельзя так поступать со средством выражения, которое так легко распространять. Это всё равно, что ходить с велосипедом, вместо того, чтобы ездить на нём», —  заявил Аарсман.

Работы Ханса Аарсмана до сих пор можно бесплатно скачать на www.nederlandsfotomuseum.nl.


[1] «artification of photography» — игра слов, соединение «art» (искусство) и «actification» (активирование).

Текст: Ханс Аарсман/ Hans Aarsman, редакция Foam Magazine

Источник: Foam Magazine, номер 13 «В поиске»/ «Searching»

Перевод с английского на русский: Мария Николаева

Переведено и опубликовано с разрешения автора.

 

 

331total visits,1visits today

0 Comments

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*