Энди Адамс. Фото 2.0 – к вопросу о фотографии в сети

Blogger Portrait - Gabriela Herman

Andy Adams. Фотография: Gabriela Herman из серии Bloggers www.gabrielaherman.com

Это эссе опубликовано в каталоге международного фотофестиваля  FORMAT 11.

Интернет поменял наш взгляд на фотографию, и сам медиум фотографии на разных уровнях претерпел значительные изменения. Фотография больше не ограничена стенами галерей или страницами печатных изданий, сейчас она  чаще всего предстает перед нами на экране компьютера. В прошедшее десятилетие фотоблоги, онлайн журналы и цифровые галереи решительно изменили то, как мы смотрим на фотографию. Что особенно важно, Web 2.0 влияет на формирование пространства современной фотографии по всему миру, знакомя зрителей с накопленным опытом в области искусства, открывая новые работы и предоставляя невиданные прежде способы выражения и взаимодействия. Это превосходное время для тех, кто создаёт изображения и стремится представлять их публично: вооружённый компьютером, подключённым к интернету,  фотограф 21-го века может поделиться своими идеями со зрителями по всему миру, включая коллег, поклонников его творчества и мастеров. Эти художники переизобретают сам медиум ежедневно.

В своём эссе Online Photographic Thinking[i] фотограф Джейсон Эванс (Jason Evans) исследует природу цифровых медиа и их влияние на создание и переживание фотографии: «В неизбежном и  откровенно утомительном споре «аналоговое против цифрового» моя позиция – оба. Обе системы предлагают различные возможности, но я полагаю, что в конечном итоге они лишь стороны одной медали». Он, безусловно, прав —  изображение выглядит относительно одинаково и напечатанным, и онлайн, но смотреть на него на не откалиброванном мониторе едва ли равноценно знакомству с книгой или отпечатком в том виде, в каком задумал художник.  Но всё же недостатки изображения на экране не должны быть камнем преткновения. Не осознавая этого, мы винили Web за его скудные возможности презентации фотографий. Вместо того, чтобы признать очевидные достоинства цифровых медиа, мы критикуем их за невозможность отвечать традиционным, общепринятым представлениям. Эванс выступает в поддержку расширения того, «чем фотография может быть», и его доводы достаточно весомы, поскольку указывают на уникальный потенциал интернета публиковать, выставлять и распространять фотографии.

Фотография всегда была тесно связана с публикацией. Изначально, особенно до популяризации галерей и музеев, отпечаток был важнейшим средством представления фотографических работ. До недавнего времени газеты, журналы и книги были основным полем распространения фотографий. Но печать фотографий довольно затратна, и поэтому тиражи книг обычно ограничены. Онлайн публикации,  особенно в блогах, а также в социальных сетях и сайтах для обмена фотографиями, в корне меняют отношения между фотографами и издателями, давая возможность напрямую связываться со зрителем, в значительной степени сокращая расходы.

Свободный доступ к онлайн публикации скептически был воспринят разными представителями мира фотографии. И хотя со временем предрассудки исчезают, всё ещё существует беспокойство по поводу того, что любители подрывают качественный уровень того, что мы видим в сети. Это правда – доступ в эту область практически открыт. Но поскольку авторитетные издатели принимают такую форму взаимодействия, представление о блогах и социальных сетях как о территории посредственности должно уйти в прошлое. Тщательно продуманный веб-сайт настолько же оправдан, насколько любое традиционное издание, а социальные сети поддерживаются всемирно известными организациями. Если напечатанные страницы журнала “Camera Work” были авторитетной площадкой для Стиглица столетие назад, почему блог или онлайн журнал не могут быть таковыми сегодня?

Помимо функций широкого вещания и распространения, интернет сегодня выполняет и функции социального медиума. Блоги, к примеру, по своей сути являются пространством общего пользования. Мы не только просматриваем или читаем их, мы становимся их частью, участвуя в обсуждениях. Самые лучшие блоги о фотографии являются коллективными, предоставляя площадку для живых дискуссий по целому ряду вопросов, касающихся создания изображений. Безусловно, мы включаемся в этот процесс, потому что нам интересна точка зрения автора, но помимо этого, нам интересно писать комментарии и следить за тем, как коллеги реагируют на наши идеи. А повсеместное использование социальных сетей дало каждому из нас возможность открывать для себя фотографии и делиться ими в реальном времени. И кто из нас не вступил в легионы пользователей сервисов Facebook, Twitter и Flickr?

Менее чем за десятилетие сетевое пространство стало полной энергии публичной сферой, до краев переполненной изображениями и идеями. Я не живу ни в одном из основных фотографических центров мира, тем не менее, Web 2.0 дал мне возможность участвовать в постоянно расширяющейся экосистеме визуальных впечатлений и фотографических взаимодействий. Интернет связывает весь мир, стимулируя этим рост фотосообщества. День за днём географические границы стираются, и каждый из нас самопроизвольно взаимодействует и учится у другого как никогда прежде. Всё это находится на расстоянии клика, легко находится и постоянно доступно.

На протяжении последних пяти лет я занимаюсь сайтом FlakPhoto.com, это веб-сайт, который способствует распространению фотографии внутри сетевого сообщества. В декабре 2010г я был одним из организаторов The Future of Photobooks – дискуссии, темой которой стал вопрос «Какими станут фотокниги в течение следующего десятилетия» Нашей целью было свести воедино весь коллективный опыт из многообразия направлений фотографии, поэтому мы пригласили практиков фотографии со всего мира, чтобы отметить наиболее интересные современные фотокниги. Мы обобщили все идеи и провели три, модерируемые блоггерами, дискуссии, на которых обсуждались новшества в издании фотокниг[ii]. Самой вдохновляющей частью проекта было открытие большого количества фотографов, использующих онлайн публикации и мультимедиа для того, чтобы самостоятельно создавать, продвигать и финансировать свои работы. И во многих случаях книга был лишь одним из аспектов многоплановой фотографической работы, которая сочетала в себе черты традиционной публикации с новыми медиа-технологиями и выставками.

Эти фотографы осознали уникальную возможность интернета подключать всё сетевое сообщество к участию в своей работе. Не удивительно и то, что многие приспособили социальные сети в целях продвижения своей работы. Но самые сообразительные фотографы ведут блоги и мультимедиа журналы, которые включают зрителей в сам процесс творчества, а некоторые получают финансирование своей работы, используя веб-инструменты сбора средств. Кроме того, они используют галереи своих веб-сайтов, мультимедиа подкасты и звуковые слайдшоу, чтобы дополнить свои печатные публикации и выставки. Эти форматы не являются всего лишь альтернативами фотографии в её традиционной форме – это значимый фотографический опыт, предоставляющий широкий доступ к зрителю в разных уголках мира.

В определённых кругах фотография остаётся преимущественно печатным средством. Книги и отпечатки являются предметами коллекционирования, и их физическое существование всё ещё важно для многих фотографов. Но интернет меняет фотографию таким образом, что она может трансформироваться независимо от ограничений, накладываемых традиционными формами публикаций. Быстро развивающееся сетевое сообщество, несомненно, сыграет жизненно важную роль в исследовании и распространении новых работ, созданных современными художниками. А социальные сети уже сейчас дают возможность каждому из нас участвовать в дискуссиях о фотографии, задавая их направление. Развитие веб-технологий предвещает колоссальные возможности для эволюции фотографии. И мы только начинаем их понимать.

Энди Адамс (Andy Adams)

Энди Адамс (Andy Adams) независимый веб-продюсер и фотоиздатель. Его работа основана на различных аспектах цифровых коммуникаций, привлечении сетевой аудитории и креативном сотрудничестве, построенном на веб-технологиях, и нацелена на исследование тенденций в современной фотографии. Последние проекты Энди — Будущее фотокниг (The Future of Photobooks) — дискуссия, в которой рассматривалось воздействие, оказываемое сетевой культурой на создание фотографий, их экспонирование и распространение, а также 100 портретов – 100 фотографов (100 Portraits – 100 Photographers) – виртуальная выставка современных портретов, которая кроме того была показана в  Коркоранской галерее искусств, Австралийском Центре Фотографии и на огромном количестве фестивалей в США и за их пределами. В свободное время он занимается сайтом FlakPhoto.com – сетевым арт-пространством, которое способствует представлению новых художников, издателей и фотоорганизаций по всему миру. Подробней о нём на его веб-сайте AndyAdamsPhoto.com.

 


[i] Эссе Эванса опубликовано в Words Without Pictures – интерактивном онлайн издании, выпущенном Музеем искусства округа Лос-Анджелес в 2007г. Изначально напечатанный небольшим тиражом полный сборник эссе и отзывов доступен в издательстве Aperture по ссылке.

[ii] Моя коллега Мики Джонсон (Miki Johnson) проделала большую работу, собрав полученные нами результаты на  FOPB.tumblr.com. Способы производства, очевидно, изменились, но фотокниги так же популярны, как и прежде (а может и больше), и чем больше независимые издатели выпускают небольшие тиражи, тем более ценными предметами коллекционирования сами по себе являются современные печатные публикации.


1245total visits,1visits today