Фокус на Россию: публикации о современной российской фотографии в Yet magazine

Petr Antonov
Петр Антонов, из проекта «Деревья, автомобили, фигуры людей, различные типы ограждений»

ФотоДепартамент начинает сотрудничество с одним из самых интересных онлайн-журналов о современной фотографии YET Magazine и в течение нескольких ближайших недель будет представлять авторов и фотопроекты, определяющие большие линии исследовательских направлений, тем и задач, которые находятся в зоне интересов российских авторов. Следите за обновлениями на YET Magazine! Сайт журнала: www.yet-magazine.com

Первый, открывающий эту серию публикаций, текст куратора ФотоДепартамента Нади Шереметовой уже опубликован на сайте. Журнал Ф. публикует русскоязычную версию.

 

Распределить себя

 

За почти 10 лет работы в поле современной фотографии в России ФотоДепартамент может взять на себя смелость представить движение сообщества одной страны в разрезе его становления, как и оценить его текущее положение, направления исследований пространства вокруг, запросы и ожидания. А также взять на себя ответственность за появление и выход к зрителю, одних из самых активных участников российского фотопространства. Так получилось, что активное поколение российской фотографии, 20-30 летних, практически не имеет преемственности от старшей генерации, и как будто и не желает иметь общих точек интересов и соприкосновения. Это произошло от того, что меньше чем за одно десятилетие молодым авторам пришлось перескочить, примерив на себя, почти всю историю и современный контекст мировой фотографии. И это визуальное поле, как и поле смыслов, идей и происходящей трансформации, оказалось интересней, чем визуальное наследие собственной страны, или авторитеты, вышедшие из подполья советского времени, которые также сами воспитывали себя, но не были своевременно введены в мировое пространство фотографии.

 

2000-е стали периодом, в который российская фотография стала заметной мировому сообществу именно благодаря молодому поколению российских авторов, которые попали в ведущие рейтинги и кураторские отборы. В выставку reGeneration2 в 2010 году попадает молодой автор из Краснодара Марго Овчаренко, а победа на портфолио-ревю в Братиславе и персональные выставки от Дании до Швейцарии принесли стремительную известность автору из Петербурга Никите Пирогову. В 2011 сборная выставка Territories of Desire (кураторы Ulrich Haas and Nadya Sheremetova) на фестивале Backlight 2011 в Тампере (Финляндия) представляет новейшее поколение авторов, а в 2012 году целый сезон фестиваля фотографии FotoFest в Хьюстоне (кураторы Irina Tchmyreva and Evgeny Berezner) посвящен фотографии одной страны, но разных поколений и контекстов. В течение последних трех лет ежегодные отметки в книжных рейтингах и конкурсах получает автор Юлия Борисова, основным форматом реализации своих проектов выбравшая книжный медиум, а проекты Waiting, W и другие фотографа Яны Романовой прокатились по фестивалям по всему миру. Победы в конкурсе фотожурналистики World Press Photo 2014 молодых авторов Никиты Шохова и Данилы Ткаченко отметили формирование нового поколения документальных фотографов, а вхождение последнего в число участников выставки Foam Talent 2015 ознаменовало переход документальной фотографии к более сложным визуальным формам, который в середине 2000-х был начат фотографом Александром Гронским, чьи проекты получали престижные международные призы, среди которых Aperture Portfolio Prize, Linhof Young Photography Prize и другие.

 

Мы можем вспомнить еще имена и примеры не менее весомых побед, но это будут единичные случаи успеха, доказывающее, что наше фотографическое поле формирует не диалог или «школа», а яркие одиночки и индивидуальности. А мы хотим увидеть пространство фотографии как единую систему. Систему образования, а затем поддержки, выставочной практики и других форм реализации для авторов, работающих в сфере фотографии как искусства; значительно большее количество периодических изданий и медиаресурсов, показывающих сегодняшнюю действительность страны глазами документальных фотографов; систему обратной связи — журналов, независимых блогов, где есть место критическому высказыванию арт- критиков, исследователей фотографии и авторов об их общем поле, и есть место диалогу зрителя и автора, который происходит в открытой среде; систему поддержки, позволяющей молодым авторам заявить о себе на международной сцене через участие в фестивалях, выставках, публикации книг. Но пока российская фотография, от современных до прикладных её практик, существует в пространстве ограничений: 1) профессионального поля, потому что на уровне высшего образования нет практических и теоретических программ по современной фотографии, 2) институций (МАММ, Росфото и Дом Метенкова, Школа Родченко как государственные площадки, и ФотоДепартамент, центр Март, Центр фотографии им. братьев Люмьер, как независимые институции — это практически все организации, работающие в России с фотографией), 3) ресурсов на развитие и всё более идеологически заточенной культурной политики страны, которая, сама того не подозревая, формирует поколение авторов, приобретающих критическое мышление и способность действовать в противовес ограниченным финансовым возможностям, нестабильности, кодам массовой культуры и идеологическим установкам.

 

Сегодня высказывание художника имеет, с одной стороны, неумолимое свойство устаревать, если не выходит на аудиторию своевременно, в момент, когда художественная интуиция и чувственность диктуют это. С другой — высказывание оказывается вневременным, если его актуальность не теряется по прошествии лет или проявляет себя с новой силой, под другим углом в зависимости от контекста, в котором оно показывается. Сегодня можно отметить, что в России сформировалось и активно работает такое сообщество авторов, которые вне зависимости от фокуса внимания — от социально-значимых тем до постановки философских вопросов через фотографию — определяют себя как авторы, использующие фотографию как средство, необходимое, осмысленное и являющееся непосредственной частью авторского высказывания. А также, эти авторы предъявляют своим проектам требование обладать двумя свойствами высказывания — откликаться на происходящее сегодня и быть вне времени, как бы предвосхищая его.

 

Еще один важный маркер, образ, определяющий состояние российского фотосообщества — это границы.  С одной стороны, отделенность помогает перенастроить себя — мы так вынесены за скобки большого мира фотографии, что невписанность приводит к отсутствию каких-либо авторитетов. Таким образом, если те или иные российские авторы попадают в поле зрения международной среды значит их работа действительно заслуживает внимания, отличается и значима. Мы не находимся в тесном контакте даже с европейским полем фотографии, следим за происходящим немного издалека и проводим интервенции, предъявляя готовые высказывания через конкурсы или публикации. Сегодня facebook объединил всех и мы  даже знаем с кем дружить, делаем это виртуально, но не хотим никакого другого общения кроме общения на равных. С другой стороны вопрос границы — это вопрос принадлежности не территориальному, а некому культурно улавливаемому единству, выраженному в пространстве, языке, протяженности, памяти и пр. Фотографы снимают и говорят о своей стране не только потому, что выехать за её пределы становится всё менее доступной возможностью, но и от того, что растянутая территория, разные климатические, культурные, экономические и идеологические зоны являются нашей современностью, нашей непосредственной реальностью. И на её осмысление, исследование её природы, к которой авторы обращаются через работу с памятью, пространством коллективного опыта, историей страны, медиа и т.д., на обращение к субъекту и обществу с целью трансформации коммуникаций между Я и Другой, мы хотим тратить своё время, силы и ресурсы фотокамеры. Фотографы распределяют себя — как марафонцы распределяют силы для забега на большие расстояния — для долгих и трансформирующих, страну и их самих, процессов.

 

Надя Шереметова, куратор, ФотоДепартамент

 

1842total visits,2visits today

0 Comments

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*