

Jen Davis, 4 A.M., 2003
Фотограф Джен Дэвис (Jen Davis), эссе Ханны Фризер (Hannah Frieser).
Для художников и фотографов не является чем-то необычным время от времени обращаться к жанру автопортрета. Такие фотографы, как Синди Шерман, построили свою карьеру именно на нём. Когда Джен Дэвис начала работу над своей серией Self-Portraits десять лет назад, зрители были потрясены. Фотографии запоминались не только своим непривычным стилем, но и особенной темой исследования – Дэвис открыто говорила о своей борьбе с эмоциональным и физическим влиянием её веса. Её необычайные честность и уязвимость в сочетании с чувством композиции и света приглашают зрителя взглянуть на её жизнь, зайдя чуть дальше, чем это обычно позволяют границы личного пространства.
Одно из самых известных изображений из ранних работ – публиковавшаяся множество раз фотография Pressure Point, которая изображает Дэвис выглядящей несколько потерянно в толпе более стройных тел на пляже. Как это обычно бывает с её работами, эта фотография передаёт настоящие эмоции, связанные с неким местом или событием, побуждая испытывать сочувствие в сложившейся ситуации. От изображения к изображению мы видим Дэвис в различных условиях взаимодействия с миром, которое отделяет её от других.
Название серии сразу даёт понять, что Дэвис снимает себя, однако зрителю необходимо распознать истинную природу этих изображений. Они не являются документальными снимками, сделанными в момент зарождения той или иной ситуации, но каждая фотография во многом опирается на обстоятельства, имевшие место в действительности, и отражает самые настоящие переживания. Её ранние фотографии, изображающие неловкость, застенчивость и отчаяние полной женщины, соответствуют действительности. Они изображают ситуации, которые могут быть истолкованы, в особенности женщинами, как бесконечная борьба с восприятием образа тела. Её собственные переживания не сильно отличаются от тех, которые испытывают молодые женщины, ощущающие на себе пристальное внимание и оценку мужского взгляда, в то время как их тела меняются, достигая зрелости. Однако вместо того, чтобы осуждать этот взгляд, Дэвис обращается к самоанализу.
Тот факт, что эти изображения являются автопортретами, в корне меняет то, как их следует понимать. Дэвис не выставляет себя на обозрение и осуждение на этих фотографиях; вместо этого она формирует каждый сюжет и как автор, и как объект съёмки. И хотя она никак не может повлиять на то, как общество воспринимает её в повседневной жизни, у неё есть бесконечная власть над тем, как она снимает и представляет себя другим. Открытость и самопознание в фотографии в целях исследования концепций красоты, желания и телесного образа являются её осознанным выбором. «Фотография – это средство, которое я использую, чтобы рассказать свою жизненную историю», — пишет Дэвис в своём artist statement. Это «способ рассказать о моих мыслях и взглядах на общество, в котором мы живём. Общество, которое навязывает представления о красоте, основанной на физических качествах».
Степень творческой свободы Дэвис растёт с годами. Она снимала свою серию, инсценируя знакомые ей сюжеты перед камерой до тех пор, пока не смогла лучше понять чувства, которые они в ней вызывали. С тех пор самопознание переросло в самоутверждение и, наконец, в самовыражение. Она больше не молоденькая студентка, которая ищет себя и своё место в мире, а женщина, которая по праву требует того, чтобы стать частью нашего понимания красоты.
Поворотным моментом стал 2004 г., когда она стала придумывать сценарии потенциальных ситуаций, в которых могла бы оказаться. Это привело к созданию фотографии Fantasy No.1, а позже к другим придуманным реальностям как Steve and I. С этого момента желание и чувственность стали частью многих её работ, что привело к созданию отдельных серий Webcam и I Ask In Exchange.
Дэвис и сегодня использует камеру в качестве инструмента, который помогает ей понимать окружающий мир. На протяжении десяти лет работы над проектом она наблюдает за тем, как меняется её тело. Как и прежде, она продолжает снимать новые ситуации и позволяет камере находить во всём этом смысл.
Джен Дэвис живёт и работает в Бруклине. На протяжении последних девяти лет она работала над серией Self-Portraits, исследуя вопросы красоты, индивидуальности и образа тела. Кроме того, объектом её исследования становились мужчины, а также проблемы взаимоотношений и их аспекты, как физические, так и психологические. Она получила степень магистра искусств в Йельском Университете в 2008 г. и степень бакалавра в Колумбийском колледже в Чикаго в 2002 г. Джен представляет галерея Lee Marks Fine Art.
Ханна Фризер (Hannah Frieser) – фотограф и художник-оформитель. Она является директором Light Work – руководимой художниками некоммерческой организации, расположенной в Сиракьюзе, штат Нью-Йорк, оказывающей поддержку художникам, работающим с фотографией и смежными медиа с 1973 г. Хана курировала выставки таких фотографов, как Пипо Нгуен-дуи (Pipo Nguyen-duy), Канако Сасаки (Kanako Sasaki), Дон Грегорио Анто (Don Gregorio Antón) и Александр Гронский. Кроме того, она была организатором расширенных выставочных проектов с Сюзанн Оптон (Suzanne Opton) и Барри Андерсеном (Barry Anderson), которые проходили на различных площадках. Её эссе публиковались в таких изданиях, как Contact Sheet и Nueva Luz, а также в выставочных каталогах Сьюзан кае Грант (Susan kae Grant), Дэвида Тэйлора (David Taylor) и других. В 2010 г. она стала сопредседателем конференции SPE (Society for Photographic Education) «Лицом к многообразию: создание равных условий реализации в фотографическом искусстве» вместе с Мириам Ромаис из En Foco. В прошлом году она стала председателем региональной конференции SPE, тема которой звучала как «Фотографы + издательская деятельность».
Это эссе сопровождает фотографии Джен Дэвис в Contact Sheet 165 — каталоге выставки Looking and Looking.
Источник: FlakPhoto (галерея фотографий по ссылке, а также на сайте Джен Дэвис http://jendavisphoto.com)
Переведено и опубликовано с разрешения автора.