Дарья Спирина. Интеграция

Интеграция. Дарья Спирина / Нижний Новгород

В рамках образовательно-культурного проекта «Опыт фотографии Северных стран 2012» прошли несколько практических семинаров современных фотографов скандинавских стран. Одним из них был семинар «Персональная фотография: от дневника к фантазии» фотографа агентства VU Арьи Хуутиайнен (Финляндия).

Онлайн-журнал Ф. публикует проекты студентов, принимавших участие в семинарах:

Дарья Спирина

Интеграция

Идея проекта зародилась во мне давно, но так как фотография для меня в первую очередь было скорее праздным увлечением, нежели профессиональной деятельностью, способов выражения своих внутренних потребностей я знала мало. Смысл работы заключается в отображении человеческих духовных и прямых связей с природой. Я – человек природу тонко-чувствующий, относящийся к ней с уважением и любовью, как бы это самонадеянно, может быть, не звучало. Природа для меня не столько место отдыха, сколько пространство психологической и духовной работы. Мне бы хотелось это отобразить в своих работах, одновременно углубляясь в фотографию, исследуя её культурно-философские аспекты.
Семинары ФотоДепартамента, так теперь полюбившегося мне, я нашла случайно на сайте Теории и Практики, собираясь посетить курсы, посвященные фотографии или искусству. После своего первого проекта зимой 2012, я начала чувствовать, что этап хобби прошел, хотелось развиваться, исследовать методы взаимодействия, как с объектом своих работ, так и со зрителем, хотелось критики понимающих людей и творческого общества вокруг себя.

Арья – очень активна, как куратор, она многое дает, позволяет взглянуть на привычные работы с новой стороны. Сначала мне не хотелось развивать именно тему интеграции, ухода человека в лоно природы и рождение его из оного, это очень личная для меня тема и мне нужно было время, чтобы уложить материал предыдущего семинара (Мартины Хугланд Иванов — прим. ред.). Я взяла тему фактур, опять же ассоциируя, связывая техногенное с природным. Но развитие этот проект не получил, у меня разбегались глаза, я чувствовала необходимость поработать мысленно над этим и понимала, что сейчас нужно практиковаться, снимать – семинар длился 5 дней, времени на размышления особо не было. Катя Анохина, с которой мы подружились во время семинаров, подсказала не изобретать велосипед и взяться за любимую тему. Я очень благодарна Кате за психологическую поддержку и профессиональные советы, надеюсь, мы еще будем работать и учиться вместе.
Итак, я продолжила тему слияния человека с природными силами и не пожалела об этом. Арья – требовательный куратор – один раз мне пришлось переснять материал. Я говорю об этом потому, что на семинаре мало времени для исправления сделанного – это очень интенсивный курс, но для Арьи важнее качество, а не количество работ и я ценю это в ней. При этом с ней очень легко работать, общаться, она легкий на подъем человек, хотя и постоянно говорит о своем неумении оперировать со временем (у меня тоже такая проблема, с этим мы одновременно учились справляться). Что касается обучения — на семинаре как-то сразу возникла тема презентации себя, то есть, общим негласным заданием стала попытка заглянуть в свой внутренний мир и вытащить на поверхность какие-то новые черты своего характера, посмотреть на них, показать другим. Таким образом, семинар по фотографии приобрел черты психологического тренинга и это нисколько не ухудшило качество работы. Наоборот, я считаю — это интересно, когда одна отрасль переплетается с другой, тем более, мы говорим о фотографии, как об искусстве, а оно идет из глубины нашего естества, разобравшись с собой, решив психологические проблемы в себе, наше искусство приобретает новую глубину и свойства.

На семинаре я вышла на новый уровень работы с собой — например, раньше мне не приходило в голову использовать автопортрет, хотя я и людей начала снимать не так давно, около года-двух лет назад – до этого фотографировала только пейзажи и животных. С Арьей я за два дня интенсивных съемок сделала ряд автопортретов и перешагнула через определенные страхи, связанные с этим. Например, страх снимать обнаженную натуру. Что касается чисто практической стороны вопроса, тут с одной стороны было легче — будучи по профессии морским биологом, я не испытываю неприязнь к земле, болотистым ландшафтам, возможно, не слишком чистым водоемам и мне не страшно погружать  в них себя. С другой стороны возникали и сложности – я человек стеснительный, но любопытный и именно последнее свойство вознаграждается, когда опять-таки перешагнув через страх, пытаешься найти общий язык с людьми, начиная дискуссировать или пытаясь найти в чужом городе место для съемки. Я рада, что оперативно справилась с поставленной задачей.
Итоговые работы – самый первый шаг в реализации нового проекта, на который я решилась благодаря людям, которые меня окружали во время семинара. Очень важным мне кажется, умение взглянуть на свои работы по-новому, увидеть, как бы их можно было изменить, что в следующий раз следует сделать иначе. Недавно я разобрала свой первый проект «К Себе и от Себя», тоже посвященный взаимодействию с природой, увидела его слабые стороны, поняла, куда мне двигаться дальше, что хочется развивать, что искать в себе и окружающем пространстве. Семинар с Арьей и работа в среде ФотоДепартамента научила меня смотреть на образы критически, подмечать детали, не бояться ставить более высокие цели. «Интеграция» — пробное название, после семинара я поняла, что мне хочется дать проекту более сложное имя. В любом случае, это было отличное начало.

Спасибо Надежде и Яне за организацию подобных мероприятий и за прекрасную атмосферу в ФотоДепартаменте, мне хочется работать с этими людьми и дальше, учиться у них новому, исследовать фотографию, погружаться внутрь себя, в мировое искусство и философию, обмениваться опытом.

Дарья Спирина