Что значит «сделать фотографию»? Наталия Балута

natalia baluta_the nest_ web

В ходе курса «Post-graduate» Надежды Шереметовой в ФотоДепартаменте весной 2013 года студентам было предложено ответить в виде эссе на вопрос «Что значит сделать фотографию?». С разрешения авторов Журнал Ф. публикует их ответы и размышления.

Наталия Балута. Из проекта «Гнездо».

Что значит «сделать фотографию»?

На первый взгляд вопрос кажется таким простым и очевидным, но при попытке ответить я начинаю разрываться между разными действиями, связанными с «деланием» фотографии. В результате прихожу к выводу, что нет одного единственного действия, акта, который позволял бы сделать фотографию – скорее, это взаимосвязанное множество действий, возможно последовательных, возможно самостоятельных.

Первым действием будет замысел фотографии, рождение где-то в голове, в мыслях автора, в воображении. С того момента, как она замыслена, фотография уже существует, она пока невещественна, не ограничена рамкой, временем, а только границами воображения. Возможно, эта фотография никогда не будет реализована, но ей можно поделиться, описать, рассказать «зрителям».

Следующим этапом в создании фотографии является воплощение замысла с помощью неких фотографических технологий, перенесение замысла на бумагу, пленку, матрицу и т.п.
И тут возникает дополнительное дробление. Если на этапе замысла фотографии в процессе был только один участник – автор/фотограф (субъект, с которым я ассоциирую себя), то на этапе воплощения фотографии в процессе появляются другие участники.

На воплощение фотографии можно взглянуть с двух разных сторон: со стороны оператора (фотографа), или со стороны аппарата (камеры, пленки, химического состава, матрицы) так как они оба задействованы и необходимы, чтобы сделать снимок. При этом акт, действие, мотивация у них будут совершенно разными.

Мне кажется особенно интересным попытаться представить, что значит сделать фотографию с точки зрения аппарата — при этом опыт камеры и опыт, например, пленки, тоже будет очень различаться. Для пленки или химического состава сделать фотографию означает перерождение — исчезновение изначального материала в процессе воплощения, и появление нового, или даже полное исчезновение. То есть, для некоторых участников процесса сделать фотографию — значит перестать существовать, «умереть».

После воплощения есть еще один этап создания фотографии – презентация, экспонирование ее зрителям. На этом этапе становится еще больше участников – к оператору и аппарату добавляются новые приборы (например, проекторы, лайтбоксы, стены, и пр.), и зрители.
Через акт восприятия фотографии зритель также участвует в ее создании. Как наиболее экстремальный пример: можно воплотить фотографию таки образом, что она не будет существовать вне момента восприятия ее зрителем. И в каждом индивидуальном акте восприятия, фотография будет иной, не вполне такой, как замыслил автор, реализовал аппарат, или как воспринял другой зритель.

Таким образом, простой вопрос при ответе распадается на несколько самостоятельных направлений, каждое из которых заслуживает размышления и, наверное, отдельного эссе.
С точки зрения процесса «Сделать фотографию» = Замыслить + Воплотить + Презентовать.
С точки зрения участников процесса:

  • Для автора/фотографа «сделать фотографию» – попытка овладеть моментом, пространством или реальностью.
  • Для аппарата – реализация своей жизненной функции.
  • Для пленки, бумаги, матрицы или химического состава — перерождение, вплоть до полного исчезновения.
  • Для зрителя – столкновение с замыслом и продуктом автора и аппарата, а также внутренняя трансформация самого зрителя.

Наталия Балута

1366total visits,1visits today