Что значит «сделать фотографию»? Дарья Гонцова

10149288_10201780406860087_133390271_n

В ходе курса «Post-graduate» Надежды Шереметовой в ФотоДепартаменте весной 2013 года студентам было предложено ответить в виде эссе на вопрос «Что значит сделать фотографию?». С разрешения авторов Журнал Ф. публикует их ответы и размышления.

вар 2

Дарья Гонцова. Из проекта «Следы на мне».

Фотографирование может быть осознанным или неосознанным процессом. Люди, которые неосознанно нажимают на кнопку, получают просто зафиксированное изображение — оно не сделано, а произведено, выполнено фотоаппаратом с минимальным участием человека. Сделанная фотография подразумевает под собой сотрудничество или конфликт аппарата и фотографа. То есть между камерой и человеком происходит диалог, взаимодействие, и в его процессе фотоаппарат становится продолжением фотографа, его действующим органом. Только в этом случае мы можем говорить о сделанной, осознанной фотографии.

Сделать фотографию значит вступить во взаимодействие с окружающим миром, преобразовывая его в новые артефакты визуальной среды, работая телом и сознанием. Человек, который делает фотографии осознанно, обращается к миру всем своим нутром, весь целиком становится взглядом — он чуток, как охотник. Главное оружие фотографа — это внимательный глаз. Кто-то может сказать, что видеть — это просто. Но видеть – это значит не только смотреть, но и создать контакт с тем, что ты видишь, «ощупать» снимаемое взглядом. Анри Картье-Брессон писал об этом, что «в нашей жизни мы исследуем внешний мир, и он формирует наш мир внутренний, но и наш внутренний мир может влиять на мир внешний. Равновесие между этими двумя типами мира может быть достижимо. В постоянном диалоге его частей кристаллизуется только что-то одно (главное, решающее, настоящее), и именно об этом (решающем для нас), мы и должны рассказывать».

Тот, кто действительно делает фотографию, делает выбор — осознанный или интуитивный. Он выбирает границы кадра, фокус, экспозицию, выбирает вещи и их положение, создает взаимоотношения и связи, возможно ранее не существовавшие. В совокупности образов на фотографии заключено послание ее автора зрителю, и фотограф контролирует, насколько прозрачно или непрозрачно будет его послание. Зритель же, при удачном стечении обстоятельств, становится ведомым, или даже марионеткой фотографа, принимая его «правила» видения мира, «законы» восприятия реальности. Конечно, это не всегда односторонний процесс, и иногда зритель берет на себя роль соавтора. Чаще всего это происходит в двух случаях: когда фотограф предлагает зрителю проделать ряд действий прямо на выставке, в ходе перформанса или даже создания работы, а также когда автор снимка дает зрителю возможность обладания фотографией. В каком-то смысле они продолжают процесс «делания» фотографии вместе.

Работа над фотографией продолжается и после ее печати. Здесь мы говорим о выборе для нее физического места, которое способно изменить прочтение изображения. Пространство, окружающее напечатанный кадр, может стать его продолжением и усилителем его эффекта. Это может быть одинокая бетонная стена, а может быть комната, наполненная предметами. Фотография, «выставленная» на человеческой спине, будет вынуждена стать жестом демонстрации или вызовом. Даже сокрытие фотографии внутри коробки меняет ее прочтение (особенно, если эту коробку подписать какой-нибудь цитатой или даже одним словом).

Таким образом, сделать фотографию – это вступить в диалог с собой, со зрителем, с камерой, и с пространством. Ведь только «говоря» с миром вокруг, ты действительно можешь создать что-то. Создать снимок.

Дарья Гонцова

2440total visits,2visits today

0 Comments

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*