Йорг Колберг. Что дальше?

GFRANQ_BEARD_18466783

Журнал Ф. публикует перевод статьи Йорга Колберга о том, как выйти за границы белого куба.

О прошедших выборах американского президента уже сказано предостаточно.

Такой же шок и подавленность большого количества людей я ощутил 16 лет назад, когда в должность вступил Джордж У. Буш. Тогда возник вопрос: как быть? Не думаю, что был какой-то убедительный ответ; такого ответа нет и сегодня.

Какое отношение это имеет к фотографии?

Если победа Трампа  — симптом глубочайшего недовольства «системой», и если аналогичным недовольством кормится злополучная кампания Берни Сандерса от Демократической партии, тогда давайте спросим себя, чем недовольны мы, существа, которые так или иначе являются частью огромной аморфной формации, под названием «мир искусства» или «мир фотографии»?

Пока я пишу этот текст, большая часть моей ленты в Instagram заполняется фотографиями с Paris Photo, а огромное количество писем о спецвыпусках и распродажах отправляется в корзину. Можно ли быть подавленным результатами выборов и не приходить в ярость от того, что парк развлечений для богатых покупателей фотографий процветает, как ни в чём не бывало? Я не ждал, что Paris Photo 2016 свернёт программу — слишком много денег на кону. И потом, это Франция, в которой Национальный фронт ещё не выиграл президентские выборы.

Но всё же…Может, мы должны быть чуть более возмущены? Может, мы действительно должны задавать больше вопросов о том, как работает фотография? Несколько недель назад я пришёл на одну из тех выставок частной коллекции, которая одновременно подпитывает эго коллекционера и позволяет ему наполнять убогие галереи неплохими (пусть даже и второсортными) работами, помогая сэкономить на налогах. В ответ на удивлённые вопросы моих студентов  — почему только 1% населения покупает искусство, я сказал, что когда 99% не имеет к нему никакого доступа, и буквально, и фигурально — это нормальная история.

Конечно, слишком просто утверждать, что все фотографии создаются с целью продажи за огромные деньги. Это не так. Но нужно признать, что удручающе огромное число дискуссий — именно об этом. В то же время, фотографы не могут понять почему, например, количество людей, покупающих фотокниги, не растёт. Покажите кому-нибудь не из «нашего круга» книгу, от которой вы без ума, и в лучшем случае, получите ступор — «что это?». Я думаю, проблема не в книгах, проблема в нашей ограниченности, неспособности (или нежелании) преодолеть барьер, но, самое ироничное — многие фотокниги как раз о тех самых людях, которые просто кивают головами, ничего не понимая.

Наряду с этим, в лже-популистких разговорах «стражей», которые стремятся не впускать достойных, давая доступ остальным, есть доля правды — они сосредоточены на идее, что есть нечто, что отделяет наше существование (как обывателей) от любой другой области, в которой избранные выставляют свои экспонаты и потягивают дешёвое вино из пластиковых стаканчиков. Нападки на «блюстителей порядка» — не жалоба на текущее положение. На самом деле, это обида на закрытый доступ в число избранных.

Насколько я могу судить, при Буше младшем эта динамика нисколько не менялась. Экономический кризис 2008 года также не повлиял на эту ситуацию. И, что любопытно, он не был отображён в фотографии — как будто люди (их число в разы превышало население Ржавого пояса, к которому все проявляли интерес), втоптанные в грязь безжалостными финансовыми организациями (покупателями нашего продукта), не заслуживали нашего внимания.

Да, мы можем маршировать по 5 Авеню, что-то распевая (это тоже способ быть услышанными) или продолжать раскидываться хештегами, лайкать и шерить ( нет, правда, покажем им!). Но я боюсь, это больше самовнушение, что мы что-то делаем, чем реальная польза. Ставки сильно возросли, пора рассматривать другие возможности, если мы действительно серьезно настроены в наших убеждениях.

Если мыслить за пределами белого куба и стен Гран Пале, можно найти множество других путей. Вместо того, чтобы думать о том, как попасть в клуб, можно создать свой собственный, расширить границы. Конечно, стремления могут отличаться — многие люди счастливы оказаться на Paris Photo, я точно не из их числа.

Разве есть закон, который гласит, что мы не можем изменять правила игры?

В конце концов, мир фотографии изменился за последние, скажем, лет 15. Сейчас существуют крупные онлайн сообщества, и вы можете увидеть фотографии со всего мира. Фотокниги стало проще и дешевле изготавливать. Но что дальше?

Когда кто-то пытается выйти за рамки привычного, тут же находятся недовольные. Возьмем, к примеру, Humans of New York. Покажите этот сайт кому-нибудь из фотомира, увидите перекошенную гримасу и услышите монолог о том, как плохи фото и что ещё не так. Забавно, но эти люди не могут продать 300 копий собственных фотокниг.

Что если мы подумаем о  том, чтобы вырваться из этого узенького мирка, «фотоландии»? Если мы действительно серьезно настроены, это не повлечет за собой уничтожения всего, что нам так дорого, но позволит взглянуть на вещи под другим углом. Если вам не нравится Humans of New York, попробуйте создать нечто похожее, но лучше (что бы вы под этим не подразумевали).

Художественная фотография — это определенная ниша не потому, что есть какой-то всемирный закон, а потому, что она нравится нам именно в такой форме. Вот причина, по которой арт-фотография доступна для такого ограниченного количества людей.

Фотокниги обязательно должны быть элитарными? Мы могли бы раздавать их бесплатно, как газеты на улице, или оставить несколько копий в местной забегаловке? Я знаю, что идея не отличается оригинальностью, но она привлекает меня гораздо больше, чем модная фотокнига тиражом 300-500 штук, созданная, чтобы заполнить очередной шорт лист.

Область, которая кичится своей прогрессивностью, в конечном итоге, рада подчиняться правилам, разработанным людьми, для которых фотография бездомного интересна с точки зрения предмета интерьера (реальная история, знакомый рассказывал, как два коллекционера дискутировали на эту тему за роскошным ужином).

Неизвестно, насколько существующая система устойчива. Доступных источников, вакансий, галерей, и людей, которые будут покупать фотокниги, очень много. Мне кажется, можно либо собирать крупицы от огромного пирога, либо значительно расширять наши представления о том, для чего должны быть предназначены наши фотографии, как и где их можно увидеть, как мы определяем собственный успех.

То, что нам сегодня нужно — особенно после прошедших выборов — это богатая изобретательность в расширении мира фотографии. Нам есть что сказать, и сейчас как раз время достучаться до потенциально заинтересованных людей. Мы обязаны им, как граждане, и обязаны себе, не просто как художники, но как часть толпы, которая слишком разрослась для чрезмерно ограниченной и ограничивающей среды, в которой мы сейчас пребываем.

Оригинальный текст: Йорг Колберг

Перевод: Диана Матерухина

Источник: Conscientious Photography Magazine

 

5153total visits,13visits today

0 Comments

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*