Без названия (#11) 2007

Интервью известного блоггера и исследователя фотографии Йорга Колберга / Jörg Colberg с фотографом Анук Крейтхоф/ Anouk Kruithof.

Й.К.: «Becoming Blue»[1] можно назвать примером концептуальной портретной фотографии. Ты не могла бы рассказать, в чём идея проекта?

А.К.: «Becoming Blue» – это проект, над которым я работала более двух с половиной лет, примерно с 2006 по 2008 год. Начало этому проекту положили некоторые мои наблюдения: за повседневной жизнью в современном западном обществе, за поведением людей и, наконец, моими собственными переживаниями. Меня особенно интересует вопрос, как влияет стресс на эмоциональное и душевное состояние человека? Я стала приглашать различных людей, в основном незнакомых, выбирая их по манере поведения, внешнему виду, осанке и впечатлительности. Я просила их надеть одежду оттенков синего цвета и полностью погрузиться в себя, всё это – на голубом студийном фоне. Я выбрала именно сине-голубой цвет, поскольку он символизирует бесконечность, небо, спокойствие и медитативность. Все эти значения составляют отличный контраст тем неприятным и неожиданным действиям, которые я либо производила сама во время фотосессии, либо просила выполнять участников проекта. Моей целью было использовать сочетание действия и реакции в несколько притворной и ироничной манере, чтобы подвергнуть позирующих стрессу и вызвать в них смятение. Эти действия породили множество неожиданных и конфликтных ситуаций между мной и участниками. Подобная изоляция человека за счёт одежды оттенков синего и использования голубого фона, вдобавок к непосредственному влиянию цвета, позволяет сконцентрироваться на эмоциональной реакции позирующего. А это и есть именно то, что мне хотелось передать.

Й.К.: В процессе создания фотопортрета когда ты стоишь лицом к лицу с позирующим  хочется ли тебе как фотографу держать всё под контролем?

А.К.: Портреты в этом проекте часто делались с помощью пульта дистанционного управления фотоаппаратом, так что я не контролировала так называемый момент фотографирования. Случайность – важный фактор в моей работе, ведь она дает прямоту и открытость моих изображений.

В моих итоговых изображениях видны промежуточные моменты – результат ситуаций «действие-реакция». Такие промежуточные моменты можно запечатлеть только с помощью фотографии, именно это меня и восхищает.

Мне всегда хочется, чтобы мои изображения пробуждали какие-то ответные чувства и вызывали вопросы. Выбирая фотографии, я намеренно остановилась на незащищённых моментах, отражающих внутреннее короткое замыкание в человеке, бессознательное или почти медитативное состояние души. «Becoming Blue» показывает эмоциональное и психическое состояние, которое испытывает человек, находящийся под давлением. Ощущение «ловушки» усиливают три клаустрофобных натюрморта с голубым пространством, встроенные в серию портретов в книге и на выставке.

Й.К.: Однако, в итоге ты находишься во власти зрителей: ты можешь лишь в незначительной степени повлиять на то, как они воспринимают эти портреты. Нет ли здесь опасности, что твоя задумка не сработает? У тебя было беспокойство на этот счёт?

А.К.: Нет, об этом я не беспокоилась. Я ведь не могу контролировать, как люди интерпретируют мои работы: каждый смотрит на искусство сквозь призму собственного опыта, воспоминаний, чувств, мыслей и предрассудков. Когда я работаю, то не мучаюсь мыслями о том, как посмотрит публика на итоговые изображения. Думаю, здесь важно сконцентрироваться на процессе создания фотографий и следовать интуиции. Во время работы я использую случай и показываю результаты моих действий. Мои работы можно интерпретировать по-разному, а для некоторых зрителей они, возможно, вообще недоступны для понимания. Я не стремлюсь всем угодить. Моя цель не в том, чтобы рассказывать доступные каждому истории. Моя цель в том, чтобы затронуть чувства и мысли зрителя, а, следовательно, мои работы открыты для вопросов. Проект «Becoming Blue» вызвал целую гамму противоречивых реакций – от чёрного до белого. Зрителям он либо кажется непонятным и пугающим, либо же их действительно трогает его эмоциональное содержание.

Й.К.: Конечно же, я не могу не спросить о твоих предпочтениях в искусстве и фотографии в частности. Чьё творчество оказало на тебя влияние?

А.К.: Я исследовала традицию портрета ещё до работы над проектом «Becoming Blue», поскольку начала снимать портреты уже в 2000 г., обучаясь в школе искусств. Фотографии из «Becoming Blue» – больше, чем реакция на портретные снимки, которые пытаются уловить уязвимость личности. Я осознаю, что именно я делаю с запечатлёнными на них людьми. Я уже изначально действительно делаю их очень уязвимыми, потому что они соглашаются полностью погрузиться в себя. Отношения между мной и этими людьми от начала и до конца – открытые и честные. Мои снимки, на мой взгляд, не имеют отношения к отражению человеческой индивидуальности. Анонимные натурщики, чьи физические и эмоциональные выражения запечатлены на снимках, представляют собой как бы живые скульптуры.

Я пронумеровала каждого из 21 человека на портретах, и названия изображений выглядят так: «Без названия» (с подзаголовком «Номер в хронологическом порядке»). У моих изображений нет названий, отображающих индивидуальность позирующих.

Что касается людей искусства, чьё творчество я ценю, здесь я хотела бы сказать о кинематографисте Ульрихе Зайдле / Ulrich Seidl («Импорт/Экспорт» / Import/Export (2007), «Собачья жара» / Hundstage (2001)), потому что он тоже работает с незнакомцами, которых выбирает из повседневной жизни. Люди, которые у него играют, не актёры, также как и люди, с которыми работаю я в постановочной фотографии. Случайность в его творчестве тоже играет большую роль. Я восхищаюсь теми моментами в фильмах, когда всё выходит из-под его контроля. Аспект трагикомедии в его работах мне тоже интересен. Он рассказывает о грустных и плохих вещах в жизни, а для меня это также важно.

 

Интервью:  Йорг Колберг / Jörg Colberg

Источник: Foam Magazine, номер 2о «Талант»/ «Talent»

Перевод с английского на русский: Мария Николаева

Переведено и опубликовано с разрешения автора

 

Анук Крейтхоф / Anouk Kruithof родилась в 1981 году в городе Дордрехт (Голландия), в настоящий момент работает и живёт в Нью-Йорке. Она изучала фотографию в Академии Святого Йоста / St. Joost Academie (г. Бреда) в то же время, что и Яаап Счеерен / Jaap Scheeren. Они вместе работали над проектом «Чёрная дыра» / The Black Hole, который был впоследствии удостоен приза «Уникальная фотография» / Unique Photography Prize. Этот проект был выставлен в Музее фотографии «Foam», кроме того, в 2006 году вошедшие в него фотографии были опубликованы в виде отдельной книги издательством «Episode Publishers». Книга получила поощрительную премию на французском фото-фестивале «Rencontres d’Arles Photographie», а сам проект неоднократно участвовал в групповых выставках по всему миру, включая «Вызов голландцев – Современная фотография Нидерландов» / Dutch Dare – Contemporary Photography from the Netherlands в Австралийском центре фотографии / ACP в Сиднее. Крейтхоф и Счеерен работали вместе вплоть до середины 2006 года, после чего решили заниматься индивидуальными проектами. В результате Анук Крейтхоф стала работать с инсталляциями, видео и фотографией, исследуя границы этих трёх видов искусства, и издала 6 арт книг. В 2008 г. она приняла участие в годовой программе, предоставляющей работу и проживание при Доме художника «Бетаниен» / Künstlerhaus Bethanien в Берлине. В 2009 она в течение трёх месяцев работала в Центре современного искусства «Митфэктори» / Meetfactory в Праге. Работы Анук Крейтхоф публиковались в таких журналах, как Livraison, Capricious Magazine, Eyemagazine, Identity Matters и Fw:Magazine. Полностью проект «Becoming Blue» (инсталляция из портретов, трёх натюрмортов и видео) был выставлен в Доме художника «Бетаниен» в Берлине. С 25 сентября 2009 по 3 января 2010 его также можно будет увидеть в Музее «Домейн» / Museum het Domein в Ситтарде (Голландия). Проект был опубликован в виде книги.


[1] «Becoming Blue» — игра слов, в переводе с английского дословно «синеть» и, в переносном смысле, «впадать в тоску».

301total visits,1visits today

0 Comments

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*