Анна Сергеева. Петербург. Zoom in zoom out

Анна Сергеева. Zoom in zoom out
Проект участницы семинара фотографа Мартине Стиг, проведенного в октябре 2012 в рамках годового проекта “Опыт голландской фотографии”.

Анна Сергеева

Zoom in zoom out. История об улицах Петербурга

 

В первый день семинара «Играя с реальностью» Мартине Стиг показала группе подборку довольно необычных роликов и фото проектов, в которых раскрывалось понятие реальности в понимании различных авторов.

Идея проекта родилась очень быстро. Мне хотелось рассказать о людях и их жизни, начиная с общего плана, в котором можно было понять чем занимается наш герой и далее, постепенно приближаясь, показать детали лица максимально крупно. Следующий кадр должен содержать изображение той же детали лица, но при постепенном отдалении мы видели бы уже другого человека.

Социальная группа, использованная  в проекте сложилась не сразу, но оказавшись на улице, я сразу поняла, что хочу рассказать именно эти истории. Жизнь всех упомянутых людей связана с улицей, мы видим их каждый день и сразу понимаем кто они и чем занимаются.

 

В первый день съемки пришло понимание, что получить максимальное сходство в деталях очень сложно — разные оттенки кожи, фактура. Требовалось огромное число портретов для идеального перехода. И я решила сложить пробный вариант из 2 фото: крупный план и фрагментарный портрет (см фото 1 и 2).

При разборе результатов первого дня, Мартине подчеркнула, что важно сохранить озвученную ранее концепцию проекта и что при близком рассмотрении «детали» людей схожи, мы все устроены по одному принципу.

На второй день появились первые очертание проекта: общий план, дающий информацию о роде деятельности, плечевой портрет, портрет крупным планом и далее зритель «ударялся» в деталь лица. Были сомнения по поводу последнего шага, возможно, следовало сделать переход к детали более мягким, но Мартине отметила в этом легком шоке от близости основную идею — «мы не всегда имеем возможность рассмотреть человека так близко».

Самое сложное в этом проекте — начало, когда требовалось не просто сфотографировать человека и идти дальше, а наладить контакт и подойти максимально близко, не обидев при этом своего героя чрезмерно долгой детальной съемкой. Люди всегда чувствуют что ты снимаешь и как он выглядит в этот момент.

 

Первым был мужчина, приглашавший посетить экскурсию на речном трамвайчике. Он охотно согласился принять участие в проекте.

Порой, проходя мимо очередного героя я старалась понять настроение и предугадать его отказ или согласие на съемку. Иногда проходила и возвращалась вновь несколько раз.  На этом этапе очень важно было понять различие моих мыслей и мыслей других людей — не стоит додумывать что-то за других. При знакомстве люди чаще открывались, хотя портрет крупным планом был серьезным испытанием почти для каждого.

Последний день съемки был пасмурным и я подолгу искала новых героев. И если находила их наконец, то старалась договориться о съемке. Многие смущались, отказывались позировать в грязной рабочей одежде или просто выглядеть странно в конкретном месте. Было важно подобрать нужные слова, объяснить свои намерения. В проекте использовались фотографии людей со смущенными лицами, отведенным взглядом или, наоборот, с легким кокетством, думаю, это позволило зрителю узнать чуть больше о героях проекта.

Все люди, кто отказались принять участие делали это любезно, пусть и не всегда аргументировано. В среднем отказывались двое из восьми.

 

Во время работы часто рождались новые идеи, но Мартине умела сказать: «Да, это хорошая мысль, ты сможешь ее использовать в другом проекте. А сейчас доведи начатое до конца.» Она умела сказать лишь несколько слов и ты снова видел цель. Это касается не только меня, но и всех участников семинара. Ее точка зрения часто отличалась от привычной, была яркой и нестандартной. Это были действительно золотые слова/советы, благодаря которым проекты, пусть и недоработанные, были представлены на защите. Семинар внес много свежего воздуха в наши головы.