Александр Никольский. Край света

22

Проект сделан в рамках образовательной программы ФотоДепартамента «Фотография как исследование»/ весна 2013. Курс «Смерть рационального». Куратор — Антон Соколов

Смерть принято видеть на арене боевых действий или в терактах из новостей, в автомобильных катастрофах – там ее законные привычные резервации. Образы с периферии места обитания, как с периферии зрения, кажутся случайными видениями.

Этот проект – попытка исследовать вечную тему средствами фотографии, увидеть смерть не на войне или в любом другом месте, где ее появление ожидаемо и привычно… Наверняка в любом крупном городе есть странная больница на окраине, заброшенный парк с дурной репутацией, ранее засекреченный, а потом забытый военный завод. Цель проекта – понять смерть через следы, оставленные ею в окружающих пространствах и людях.

Ограничение территории исследования рамками одного жилого района было сознательным, исходящим из идеи о сходстве мест с похожими социально-культурными и историческими параметрами. Путем индукции можно экстраполировать частный пример данного проекта на все подобные территории. Жесткая географическая привязка здесь – только иллюзия, а фотографии из частных слепков со следов смерти превращаются во всеобщие образы, которые можно встретить повсюду в нашей «великой и необъятной», неизменно где-то на краю.

Комментарии к проекту:

Фотография для меня – не средство демонстрации или документального доказательства, это способ делать заметки, которые можно унести с собой, изучить, сопоставить с подобными фрагментами. И этот проект – дневник о прогулках по следам смерти. Всю сознательную жизнь любое мое ментальное действие проходит сквозь призму осознания личной конечности и понимания конечности любого бытования. Работа над проектом была продолжением ментальной работы, вылившейся в мир внешний.

В ходе исследования у меня сложилось ощущение, что жители отправной точки проекта – хосписа – знают ответы, но не могут или не хотят делиться ими, а я так и не смог задать вопросы напрямую, не сумев перешагнуть через собственные этические соображения. По сути, работа над проектом шла в течение 5 лет, а может и больше – с тех пор как я проходил практику психологом в хосписе. Потом я вновь вернулся туда, уже с камерой. Вначале проект оставался в рамках хосписа, но затем возникла идея о расширении границ – пространственных и понятийных, — и оказалось, что материал уже почти собран, ведь я снимал в местах с отпечатками смерти уже давно, не отдавая себе в этом отчета, снимал интуитивно и неосознанно.

Александр Никольский