Африканские мечты о космосе

Cristina de Middel. The Afronauts

«Афронавты» (The Afronauts) стала одной из самых обсуждаемых фотокниг 2012 года, попав в финал знаменитого конкурса Deutsche Börse Prize и появившись практически в каждом списке лучших альбомов прошлого года. «Афронавты» — это постановочные сюрреалистичные снимки космической программы Замбии 1964 года, слоны, разноцветные космические костюмы и красивые прически. Как же эта книга, самостоятельно опубликованная Кристиной де Миддл, смогла привлечь к себе такое внимание?

Существовала ли замбийская космическая программа в период наибольшего накала космической гонки между Советским Союзом и Америкой на самом деле? Конечно, нет. По крайней мере, это не было серьезным начинанием. В реальности довольно эксцентричный школьный учитель Эдуард Макука Нколосо в одиночку начал работать над космическим проектом, чтобы отправить на Луну первого африканца. К сожалению, из-за отсутствия финансирования и одного астронавта — оказавшейся в положении девушки — программа закончилась еще до того, как замбийская мечта покорить космос воплотилась в жизнь. Хотя программа была освещена некоторыми СМИ, в конце концов она так и не стала примечательной частью истории Африки.

Рассказывая эту необычную историю в самом начале своей книги, испанская фотожурналистка Кристина де Миддл воссоздает события и по-своему трактует их. Она сочетает свои снимки с документальными фотографиями, которые были отредактированы с помощью цифровых технологий. И архивные снимки, и собственные художественные работы фотографа напечатаны на полупрозрачных страницах, похожих на бумагу для технических чертежей.

Все составляющие чудесно взаимодействуют друг с другом, образуя единое целое.

Используя такой глубоко субъективный подход к изображению исторических событий, тем самым играя с правдой и вымыслом, книга Де Миддл находится на грани между хорошо продуманной и качественно выполненной книгой художника и исторической документальной драмой.

Эта книга забавляет, поражает воображение и заставляет подумать. Можно было бы обвинить Де Миддл в насмешке над Макука Нколосо и самой идеей африканцев-космонавтов. Но, по словам Де Миддл, ее работа «содержит скрытую критику нашей позиции относительно целого континента и наших предубеждений».

Де Миддл могла бы с легкостью высмеять этих людей, сосредоточившись на реалистичном воссоздании наивных и опрометчивых шагов космической программы Макука Нколосо. Но вместо этого она решила показать читателям вызывающий симпатию придуманный образ национальной мечты и предложила другой, неожиданный взгляд на Африку.

Вернемся к вопросу о том, почему альбом на довольно узкую и малоисследованную тему стал таким обсуждаемым. Когда в мае 2012 книга была опубликована по случаю выставки «Афронавты» в Sala Kursala в Испании, только некоторые изображения были доступны к просмотру и опубликованы на сайте фотографа. Вероятно, что распространению информации о проекте поспособствовало сарафанное радио. В результате ожидания были преувеличены. Вскоре книга стала самой обсуждаемой сразу на нескольких фото-фестивалях.

Несмотря на шумиху, «Афронавты» — это действительно выдающийся проект. На это есть несколько причин. Рассказ Де Миддл, пересекающий границы между реальностью и вымыслом, привлек многих читателей. И не только из-за красивой истории и великолепных фотографий, но скорее из-за того, каким образом сама история была рассказана, и удивительно оформленной книге. По-настоящему значительным достижением стало то, что 1000 экземпляров самостоятельно опубликованной фотографом книги были полностью распроданы. Кто-то может задаться вопросом, спровоцирует ли этот (неожиданный) успех перевыпуск книги. «Афронавты» действительно этого заслуживают.

Свежее интервью с Кристиной де Миддл можно прочитать в онлайн-журнале Lay Flat

Оригинальный текст: Ben Krewinkel  http://www.gupmagazine.com/blog/144

Перевод: Анна Лисина